Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Выделяются два ее уровня – федеральная собственность и государственная собственность субъектов РФ. В соответствии со статьями 71 и 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.
В современной экономике государство объективно выступает как «собственник собственников», призванный оптимизировать интересы личности и общества. Государство как собственник отличается от любого другого участника экономической жизни, поскольку с одной стороны определяет «правила игры», обладая при этом аппаратом принуждения, а с другой – обладая имуществом, наряду с другими субъектами участвует в хозяйственной деятельности. Наличие государственного имущества естественно требует управления им; при этом управление данным имуществом превращается в самостоятельное направление публичной деятельности государства, которое традиционно обеспечивается органами исполнительной власти.
В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Проводимые изучения коррупции свидетельствует, что в России проблема обострена в наибольшей степени, по сравнению с другими странами мирового сообщества. Целый ряд исследований свидетельствуют об этом. Активнее и целенаправленнее проводит международный Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл», деятельностью, которого является измерение «восприятия коррупции».
Сегодня мировые финансовые кризисы заставляют научную экономическую мысль совершенствовать системы управления государствами с целью уменьшения зависимости от системных кризисов и укрепления государственной целостности. В современной России задуматься о совершенствовании системы управления государством заставляют не только кризисные явления, но и поставленная цель – вхождение в число лидеров мировой экономики. Сырьевая модель российской экономики, устоявшееся место в международном разделении труда – ниша на мировых сырьевых рынках, исторически неконкурентно низкая производительность труда, выработавшие свой ресурс основные фонды – все это делает экономику уязвимой. Необходимый переход к инновационной экономике также требует серьезной перестройки системы управления как на уровне государства, так и на региональном уровне в целях создания системы стратегического планирования. В настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными.
В то время как основные мировые экономики в посткризисный период 2009-2013 годов смогли частично восстановить докризисные показатели экономического роста, российская экономика продолжила свое торможение, показывая среднегодовой прирост в размере всего 1%. В условиях благоприятной конъюнктуры мировых рынков сырья, сверхдоходы, получаемые страной в период 2000-2008 годов, существенно ускоряли рост производства, обеспечивали постоянный существенный рост доходов населения, повышали политическую стабильность и макроэкономическую надежность. Вместе с тем характеристики международной конкурентоспособности России не улучшились, не смотря на значительные ресурсы, направленные на модернизацию экономики (в виде госинвестиций, расходов на создание институтов развития, предоставления различных субсидий и т. п.). Это поставило под сомнение возможности «ресурсного подхода» создавать условия для долгосрочного экономического роста. Период 2009 – 2013 годов фактически подтверждает этот вывод. Как известно, в 2011 году цены на нефть выросли, еще раз обновив исторический рекорд, а затем оставались примерно на том же уровне. Потоки капитала в развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком колебались около отметки, лежащей ниже рекордного уровня 2007 года, но выше всех предшествующих. Таким образом, условия для российской экономики не ухудшились. Тем не менее приток капитала сменился его устойчивым оттоком даже при стабилизации условий нормального функционирования российской экономики. Рост инвестиций в основной капитал постепенно снижался и прекратился в 2013 году, а рост ВВП замедлился до 1,3% – самого низкого значения за последние 15 лет (не считая кризисный 2009 год).
В сегодняшних условиях развития страны важные направления деятельности государства, такие как обеспечение успешной стратегии государственного управления, обеспечение функционирования и развития экономики, поддержание текущей законности, выполнения экологической функции, поддержание безопасности не возможны без усиления роли государственного контроля и надзора. Глобальный кризис экономики, происходящее реформирование важнейших отраслей государственного управления в России, изменения в системе отношений государства и общества предъявляют новые повышенные требования к государственной власти. Данные вызовы указывают на необходимость формирования действенной системы государственного контроля и надзора, без которой в принципе невозможно эффективное выполнение функций государства в целом.
Конкурентное развитие страны зависит от формирования механизмов и условий роста экономических источников, влияющих на формирование бюджета государства и ВВП. Для создания конкурентной и эффективной экономики государство использует все источники развития, делая упор на инновационную деятельность с обеспечением технологического монополизма за счет результатов собственных разработок и изобретений.
Согласно данным председателя Общественной организации «Деловая Россия», члена Общественной Палаты Российской Федерации, Титова Б.Ю., доля малых и средних компаний в ВНП стран с рыночной экономикой составляет, в среднем, более 50%. Он отмечает, что весь этот рост частного сектора происходил на фоне образования учреждений, непосредственно направленных на «взращивание» нового бизнеса, содействие развитию новых предприятий, расширению сферы деятельности существующих компаний. Также он подчеркивает, что одним из современных типов такого рода структур являются бизнес-инкубаторы. Бизнес инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире – это специализированные институты рыночной инфраструктуры, созданные в целях поддержки малых предприятий путем создания максимально благоприятных («тепличных») условий для их развития в течение определенного периода – «инкубирования». Они ускоряют развитие малых предприятий в 7-22 раза, снижая количество неудач в бизнесе до 20%. Что такое бизнес-инкубатор?
Проблема пенсионного обеспечения как ключевого элемента социальной политики большинства стран мира получила особую актуальность в конце 20 века в связи с серьезными изменениями в демографической структуре, а именно с уменьшением количества экономически активного и трудоспособного населения при одновременном увеличении численности пенсионеров. Данная проблема в ряде стран послужила серьезным катализатором для проведения реформ и модернизации пенсионной системы, что, в целом (в мировом масштабе), привело к исчезновению «одномерных» (накопительных или распределительных) моделей и схем пенсионного обеспечения населения и распространению моделей комбинированных - с доминированием какого-либо одного института.