Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Выделяются два ее уровня – федеральная собственность и государственная собственность субъектов РФ. В соответствии со статьями 71 и 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.
В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.
Государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления, организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной властей и т. д.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Минэкономразвития), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.
Управление государственной собственностью осуществляется:
- согласно с Гражданским кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими имущественные дела в РФ;
- системой федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, муниципальные комитеты, агентства, уполномоченные правительством особые органы). Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность.
Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено полномочиями, достаточными для выполнения делегированных ему государством основных функций.
Наличие большого количества разнообразных объектов, составляющих государственную собственность, требует сложной системы управления. При этом важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти
Органы управления государственной собственностью
|
Президент страны, президент субъекта Федерации
|
Федеральное собрание или законодательный орган субъекта федерации
|
Правительство страны, правительство субъекта федерации
|
Министерство (иной региональный орган) управления
|
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
|
Отраслевые органы исполнительной власти в центре и на местах
|
Рисунок 1 – Важнейшие органы управления государственной собственностью.
Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституцией РФ поручено, в частности, управление государственной собственностью.
Также необходимо отметить роль Президента РФ, который как глава государства в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов власти Федерации и ее субъектов путем издания и подписания законодательных актов РФ. Применительно к управлению государственной собственностью - это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.
Взаимоотношения между Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в процессе управления госсобственностью осуществляется по двум каналам: сверху вниз, т. е. по инициативе Правительства РФ или снизу вверх, т.е. по инициативе федеральных органов исполнительной власти. Правовые аспекты этих видов взаимоотношений имеют принципиальные отличия, обусловленные разницей правового положения Правительства РФ и остальных федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство РФ, в частности, обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по управлению государственной собственностью. Часть своих функций Правительство РФ передало ряду федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения эффективного управления различными объектами государственной собственности.
Ключевая роль в процессе управления государственной собственностью отведена Министерству экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития), а также подведомственные ему Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Сосредоточение основных полномочий и функций по управлению земельно-имущественной собственностью в Минэкономразвития и подведомственных ему агентствах позволит за счет комплексного применения соответствующих правовых и экономических механизмов управления в рамках проведения единой государственной политики обеспечить значительное повышение эффективности использования принадлежащих государству земельно-имущественных объектов. В то же время наряду с Росимуществом функции управления государственным имуществом одновременно предоставлены отраслевым федеральным агентствам, что вызывает неизбежное дублирование ими функций.
Минэкономразвития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Эффективность государственного управления государственной собственностью слагается из взаимодействия многих факторов, из совокупности результатов управленческой деятельности во всех сферах государственной и общественной жизни. Поэтому анализом общих критериев эффективности не исчерпывается рассматриваемая проблема. Наряду с общими критериями эффективности в науке и практике используются специфические для каждой сферы управления: политической, социальной, экономической и др. В содержание каждого из них также включается общее требование: соответствие результатов управленческой деятельности определенным государственным ценностям, целям и нормам, принципам управления и общественным интересам.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |