Наряду с легатами в римском праве существовала еще одна форма возложения на наследника имущественной обязанности в пользу третьих лиц — фидеикомиссы. Они возникли из тех неформальных, личных просьб выдать кому-либо что-то или выполнить что-то для кого-либо, с которыми наследодатель нередко обращался к наследнику перед смертью, уповая, следовательно, не на защиту закона, а лишь на "добрую совесть" наследника — fides, откуда и возникло слово "фидеикомисс".
Наряду с назначением наследника (но непременно вместе с таким назначением) завещание могло содержать особые распоряжения о возложении на наследника определенных имущественных обязанностей в пользу третьих лиц — завещательный отказ, легат (legatus).
Особенностью римского завещательного наследования было непреложное требование о том, что распоряжение имуществом на случай смерти обязательно должно было содержать условие о назначении наследника — institutio heredis, что составляло суть завещания (caput et fundamentum testamenti).
Муниципальное управление — научная дисциплина в сфере экономических знаний, изучающая (а) управление внутрирегиональными социально-экономическими системами, (б) социально-экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях.
Муниципальное управление, в широком смысле, — форма управления территориальным хозяйством в городах, районах и т.д., включающая в себя производственную и социальную сферы экономики; а в более узком — форма управления местной (муниципальной) собственностью.
Принципы муниципального управления — общие и частные — вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (все формы муниципального образования). Общие принципы будут изложены ниже.
государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) — в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к. выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей.
На этапе развития рыночной экономики основные направления развития самоуправления определяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Европейской Хартией о местном самоуправлении. Это:
· развитие демократии на уровне муниципалитетов;
· создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией статуса правового государства;
Управление муниципальным хозяйством невозможно без глубокого изучения территории, на которой оно находится; совпадение «экономических» границ с границей муниципального образования является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования.
Муниципальное образование обретает статус юридического лица (в некоторых источниках статус органа местного самоуправления), если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов, учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципального образования, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципального образования особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.