В современной экономике государство объективно выступает как «собственник собственников», призванный оптимизировать интересы личности и общества. Государство как собственник отличается от любого другого участника экономической жизни, поскольку с одной стороны определяет «правила игры», обладая при этом аппаратом принуждения, а с другой – обладая имуществом, наряду с другими субъектами участвует в хозяйственной деятельности. Наличие государственного имущества естественно требует управления им; при этом управление данным имуществом превращается в самостоятельное направление публичной деятельности государства, которое традиционно обеспечивается органами исполнительной власти.
Одной из важнейших целей существования государственной собственности является достижение общественных интересов. Природа государственной собственности отчетливо раскрывается при сравнении ее с частной формой собственности, которая используется чтобы не навредить интересам общества, а государственная – непосредственно в интересах общества.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Управление государственной собственностью призвано обеспечить максимальное ее развитие там и в такой мере, где мотивация для частного капитала оказывается недостаточной, поскольку, как известно, развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, связанные с техническими, социальными и другими факторами. Государственная собственность позволяет достичь во многих случаях недоступной для частного капитала концентрации ресурсов, необходимых для преодоления системного кризиса в экономике, решения крупномасштабных проблем промышленности, а также реализации общенациональных, социальных, научно-технических, военных и иных программ. Она может иметь преимущества по сравнению с частной собственностью в отраслях, тяготеющих к монополизации.
Управление государственной собственностью в рыночных условиях – сложная и вместе с тем очень важная задача, которую нельзя успешно решить оторвано от общей концепции управления экономикой. Оно не может быть ограничено лишь реализацией полномочия собственника по распоряжению имуществом.
Система управления государственной собственностью базируется как на общих принципах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением правил и условий, которые устанавливает государство как собственник имущества. Как известно, главной целью частного собственника, использующего свое имущество в процессе предпринимательской деятельности, является получение прибыли. В отличие от него ряд государственных предприятий могут быть ориентированы прежде всего на реализацию, например, социальных или оборонных задач, а не на получение максимума возможной прибыли.
При определении общих принципов управления государственной собственностью, необходимо учитывать те функции, которые она выполняет в общегосударственной экономической стратегии.
Сложившаяся в последние годы социально-экономическая обстановка в России обусловила необходимость формирования целостной системы управления государственной собственностью .
Управление государственной собственностью строится в основном на передаче объектов управления конкретным юридическим или физическим лицам для осуществления управленческих решений. В силу того, что государственная собственность отличается «абсолютным масштабом обобществления», осуществление управления ее объектами затруднительно.
Одной из важнейших задач управления государственной собственностью является обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, которые в дальнейшем должны создать конкурентные преимущества отечественным предприятиям.
В целом управление государственной собственностью должно быть направлено на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства, при этом, определяя наиболее важные задачи, необходимо учитывать текущее состояние экономики страны.
Управление государственной собственностью на всех ее уровнях должно быть представлено в виде определенного набора обобщающих индикаторов этого процесса. В рамках индикативного (стратегического) планирования основными показателями могут быть:
1) объём (величина, размеры в натуральном и стоимостном выражении) государственной собственности;
2) доля её в структуре национальной собственности;
3) элементный состав;
4) функциональная структура государственной собственности.
Для современной экономики России величина вышеперечисленных показателей весьма актуальна как с точки зрения исторической, так и логической. С точки зрения исторической, в связи с переходом от социалистической экономики, где безраздельно господствовала государственная собственность, к рыночной, когда разгосударствление является магистральным путем преобразования экономики, размеры государственной собственности должны уменьшаться. С логической точки зрения, на каждом историческом этапе экономического развития существуют оптимальные параметры соотношения различных форм собственности. Поэтому общая динамика процесса такова, что сначала идет падение размеров государственной собственности, затем замедление и приостановление этого падения, а затем, в силу функционирования государственного сектора, обеспечивающего расширенное воспроизводство, происходит рост абсолютной величины государственной собственности.
Серьезную дискуссионность вызывает показатель доли государственной собственности в структуре национальной экономики. Дело в том, что эта величина практически напрямую связана с минимально необходимыми и максимально допустимыми границами государственного вмешательства в экономику. Минимально необходимым считается тот уровень государственного регулирования, который ограничивается рамками обеспечения нормального функционирования государственного сектора экономики, национальной обороны и безопасности, ВПК, образования, здравоохранения, науки, культуры, госаппарата, обеспечение должного количества и качества общественных благ. А максимально допустимые пределы государственного регулирования возможны в таких пределах, которые не разрушают нормально работающий механизм рынка.
В классическом варианте эти два концептуально разных подхода по поводу доли государственного сектора в экономике реализованы в США и Швеции, где доля его соответственно равна 30% и 70%. В современной России этот показатель оценочно равен 50%.
Формирование элементного состава государственной собственности в условиях трансформирующейся экономики представляется необходимой и важной задачей, направленной на достижение позитивных результатов экономического развития общества. Из существующих позиций по вышеназванному вопросу нам представляется наиболее аргументированной и потому достоверной позиция авторов, опирающихся в своем подходе на Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, а также федеральные законы и нормативно-правовые документы, посвященные вопросам собственности.
Далее, представляется весьма важным пунктом в составе государственной собственности "другие объекты собственности и ресурсы на территории РФ". В настоящее время сюда включаются ювелирные и золотые изделия, разного рода ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе государственной собственности, а также накопленное имущество граждан, поставленное на аналогичный учет. Данный пункт является весьма важным потому что, например, НТП может породить совершенно новые объекты хозяйствования, которые сегодня трудно прогнозировать, в то же время уже сейчас происходят процессы, которые по-новому ставят проблемы статуса объектов государственной собственности.
Глобализация экономики закономерно порождает взаимопроникновение капитала, в том числе государственного, и это должно быть учтено в государственном реестре. В настоящее время огромная по своим размерам и видам государственная собственность РФ находится в бывших республиках СССР, нефте- и газопроводы со всей инфраструктурой в Западной Европе, Турции и др. странах, бурно развивается сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, где также будет представлена государственная собственность РФ. Исторический опыт показал, какие огромные материальные потери понесла наша страна в связи с нерадивым учетом и управлением собственностью за рубежом. Царская Россия вовремя не оформила права на часть Антарктиды и это право присвоил себе ряд мелких государства Европы; Советский Союз игнорировал в значительной мере зарубежную собственность царской России и она осталась бесхозной и потому потерянной; современная Россия решает повседневные, текущие проблемы и поэтому задача возврата под свою юрисдикцию зарубежной собственности явно не является первоочередной и т.д. Однако принцип рачительного ведения хозяйства предполагает либо эффективное управление собственностью, либо её продажу на выгодных условиях. В конечном итоге, поскольку у России есть собственность за рубежом, то она должна быть соответствующим образом оформлена и включена в состав государственной собственности РФ.
Структуризация объектов государственной собственности важна как с теоретической, так и практической точки зрения. Во-первых, под структуру государственной собственности формируются органы управления; во-вторых, к ним «привязаны» законодательные акты; в-третьих, это каркас государственного сектора, формирующего не только своё, но и общенациональное экономическое пространство и, наконец, в-четвертых, эффективность и управляемость государственной собственностью также в существенной мере зависит от научно-обоснованной ее структуризации.
Таким образом, рассмотрев государственную собственность, как объект макроэкономического регулирования с точки зрения её величины и доли в национальном богатстве, определив элементный состав и предложив её функциональную структуру, приходим к выводу о том, что управление трансформацией государственной собственности по этим параметрам представляется одной из важных предпосылок (условий) достижения высоких показателей её функционирования в процессе изменения отношений собственности в отечественной экономике.
Процесс формирования имущественного комплекса государственной собственности в различных странах протекал своеобразно, однако в классическом варианте выделяются три основных пути её возникновения:
• национализация отдельных сфер экономики, отраслей и предприятий;
• государственные капиталовложения;
• создание смешанных государственно-частных предприятий.
Нынешний состав государственной собственности России, безусловно, в основе своей имеет бывшую общенародную социалистическую собственность в отношении которой осуществляется дальнейший процесс разгосударствления и рыночной трансформации. Однако смена хозяйственной парадигмы в экономике страны, глобализация экономики, вступление человечества в информационную эпоху существенно меняют многие принципы экономической деятельности, в том числе в значительной мере изменяются и источники роста государственной собственности.
С их реестра, как известно, начинается управление госсобственностью. Среди наиболее значимых источников роста государственной собственности важнейшим является национализация. С точки зрения существующей политической конъюнктуры сама постановка проблемы национализации является некорректной, однако, с экономической точки зрения это один из инструментов управления национальным богатством в интересах населения страны. Например, узкоэгоистические интересы нефтяных монополий ставят на грань существования целые отрасли народного хозяйства (например, АПК), обостряют проблему бедности через формирование экономически необоснованных тарифов в ЖКХ, ценами на энергоносители ставят под угрозу жизнь малых народов Севера, тормозят развитие национальной экономики в целом и т.д. и т.п. В подобных условиях под давлением интересов населения страны политическая, исполнительная и законодательная власть может пойти на определенные меры, поскольку в рамках экономического ультралиберализма нефтяные и другие естественные монополии игнорируют интересы государства и всего общества.
В настоящее время перед органами государственного управления остро стоит проблема внешне похожая на национализацию, однако не являющаяся таковой - возврат государству незаконно приватизированного имущества. Эта процедура регламентирована статьей 301 Гражданского кодекса РФ: «каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения». Реализованная в отечественной экономике модель приватизации не достигла желаемого экономического результата, привела к обострению социального напряжения в обществе, сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства, что привело к формированию в обществе представлений о несправедливости и нелегитимности её результатов.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |