Проводимые изучения коррупции свидетельствует, что в России проблема обострена в наибольшей степени, по сравнению с другими странами мирового сообщества.
Целый ряд исследований свидетельствуют об этом. Активнее
и целенаправленнее проводит международный Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл», деятельностью, которого является измерение «восприятия коррупции».
С 1995 г., «Трансперенси Интернешнл» публикует «Индекс восприятия коррупции».
Полной беспристрастности от «Индекса восприятия коррупции» ждать нельзя, так как:
- во-первых, в некоторых случаях присутствует политизированность оценок (Китай, Венесуэла, Белоруссия);
- во-вторых, страны, включаемые в рейтинг, постоянно меняется.
В пользу этого свидетельствуют, низкое место Российской Федерации в рейтингах коррупции (мировой) относительны, так как определить влияние фактора путем расчета показателя места, можно наблюдать улучшение места Российской Федерации.
Несмотря на это, многие исследователи утверждают, что коррупция
в нашей стране приобрела характер наиболее опасной болезни. «Ее причины коренятся в укладе жизни и в недостатках законодательства и практики правоприменения. Эгоцентризм и культ обогащения и приобретения личных выгод подавляют публичный интерес и наносят удар по конституционным институтам государства и общества, ведут к громадным экономическим
и социальным потерям. Коррупция мрачной тенью нависла над нашим общественным зданием, и грозит его ослабить и разрушить.».
Доказательством «болезненной ситуации» коррупционной деятельности в России могут послужить не только данные статистики, которые указывают нам на повышение индекса коррупции на различных уровнях государства, но и заявление высших представителей государственной власти.
На заседании совета законодателей Российской Федерации в 2010 году Медведев Д.А. сообщил о том, что общий объем правонарушений против интересов государственной службы и службы в различных органах самоуправления составил сорок три тысячи. Что говорит о большом росте коррупции. Президент России сообщил, что на 10 % выше стало число выявленных преступлений по факту коррупции (получение взятки).
Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я., в 2009 году сообщил, что было выявлено свыше двухсот шестидесяти трех тысяч правонарушений закона о коррупции (2008 год – двести тысяч).
В результате проведенных прокуратурой проверок выявлено сорок шесть тысяч правонарушений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, большая часть которых относится к коррупции. Направлены в суд уголовные дела по тридцать одной тысяче преступлений в сфере коррупции. Свыше восемнадцати тысячами, совершено должностных преступлений.
Исходя из того, что в настоящее время проблемы коррупции являются наиболее актуальными, просто необходимо рассмотреть последствия,
к которым могут привести коррупционные действия и, в частности, социально политические последствия роста коррупции, как фактор наиболее открытого взаимодействия государства, бизнеса и общества.
Основная часть
Социально-политические последствия коррупции
Организация Объединённых Наций, сообщает, что в мире ежегодно
легализуется до пятисот млрд. долл. «грязных денег», поступающих
по каналам коррупции из Российской Федерации, от общего объема международной торговой деятельности это составляет 8 %.
Из вышеизложенного следует, что коррупция относится к числу особо опасных явлений, дестабилизирующих социальное, экономическое развитие России. Следовательно, просто необходимо рассмо��реть ряд последствий,
к которым может привести дальнейший рост коррупции в нашей стране.
Социальные, экономические, политические результаты коррупции проявляются в функциональной, политической и моральной деградации федеральных, региональных, муниципальных органах публичной власти,
что является следствием распространения политической коррупции,
в снижении открытой и ответственной политической компетенции, обнищании населения и росте социальной напряженности. Усугубляется социальное неравенство, так как у наименее обеспеченных групп населения из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение).
Ухудшается очень резко потенциал кадровых работников, заканчивается ход регенерации элит, обезличивается значение образования
и профессиональных заслуг. Расширяется правовой скептицизм, который становится высокопитательной средой для коррупции. Двойная мораль
и двойные стандарты в поведении становятся обычным явлением. В сфере политики следствием коррупции являются потеря государственными институтами поддержки общества из-за недоверия населения
к коррумпированным чиновникам; дискредитация в глазах граждан идей, подходов и принципов, которые государство декларирует, но не выполняет (например открытость и прозрачность); снижение доверия международных партнеров и авторитета государства в мировом сообществе; снижение качества публичного управления; установление системы принятия неофициальных решений; наличие тесных связей между организованной преступностью, государственными служащими и коррумпированными политиками и т.д..
Широта коррупции в государственном управлении настолько значительна в сознании, что давно укоренилось мнение о том, что без стимулирования того или иного чиновника или должностного лица практически невозможно решить ни одного вопроса или проблемы. Общество реально ощущают влияние коррумпированных факторов в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки, в самых различных формах, соответствующему чиновнику.
На этом уровне формируется отрицательное отношение граждан
к государству и праву, формируется представление о тотальной продажности и коррумпированности. В результате у большой части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам. Наиболее распространенными коррупционными заблуждением, по мнению ряда, излучателями, являются взятки за:
высвобождение от службы в рядах вооруженных сил;
получение лучшего ухода в медицинской организации;
получение водительского удостоверения на вождение автотранспортным средством;
получение положительных оценок при сдаче экзаменов
в учебных заведениях;
лучшее и более внимательное отношение учителей к детям;
поступление в высшие учебные заведения;
избавление от преследования со стороны правоохранительных органов;
освобождение от ответственности за любые преступления;
получение внеочередных благ;
либерализм в работе со стороны вышестоящего руководства.
Список можно и дальше продолжать, который займет не одну страницу.
Очень значимые последствия коррупция в последние годы приобрела
в сфере здравоохранения. По результатам проведенного исследования Всероссийским центром изучения общественного мнения, здравоохранение занимает 5 место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества.
В 2009 году по заявлению председателя Верховного суда Российской Федерации В. Лебедева, из 1300 осужденных в 2008 году за взятки 20,3%
это также работники сферы здравоохранения. Проблемы выявлены и в сфере реализации приоритетных национальных проектов, в том числе
и «Здоровье».
По данным Генеральной прокуратуры России, за 9 месяцев 2008 года
в при реализации нацпроекта «Здоровье» выявлено более 24,5 тысячи нарушений законодательства Российской Федерации, в судебные инстанции направлено четыре тысячи шестьсот сорок пять исков, привлечено
к ответственности три тысячи пятьсот четыре должностных лица,
по постановлениям прокуратуры наказаны в административном порядке одна тысяча сто шестнадцать виновных лица, возбуждено сорок три уголовных дел.
По информации представителей Генпрокуратуры России в 2008 году выявлено и пресечено более пятидесяти восьми тысяч правонарушений
в сфере здравоохранения, к ответственности привлечено более двух тысяч человек, возбуждено сто восемьдесят восемь уголовных дел.
В образовании основными коррупционными факторами являются взятки за поступление в высшие учебные заведения. Масштабы достигают размеров, недоступных даже гражданам со средними доходами. Единый государственный экзамен не снизил взяточничество в области образования,
а в какой-то степени увеличил взяточничество в области образования, так как граждане стали давать взятки за более высокие балы за сдачу ЕГЭ. Соответственно уровень коррупции вопреки ожиданиям, с введением единого государственного экзамена не только не снизился, но и увеличился.
В области социального обеспечения населения идет практика выселения из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа
и незаконного отъема у них жилых помещений. Происходят противоправные взаимодействия муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, а также с представителями криминальных структур. Не без участия властных структур происходит расхищение средств, выделяемых на содержание инвалидов и стариков. Скрытыми формами хищения становится закупка медицинских препаратов, продуктов питания
и других предметов потребления по завышенным ценам, а также
с истекающими или истекшими сроками годности. Циничные действия являются показателем нравственного падения общества, которое оказывается неспособным защитить те слои населения, которые испокон веков окружались уважением и заботой.
Заключение
Коррупция социальное явление, которое охватывает основные области жизнедеятельности населения в России. Национальным интересам России
и населению страны наноситься огромный и невосполнимый ущерб. Рыночная экономика в России резко снижается, а демократические институты слабеют. Ослабляется экономическое, социальное, политическое неравенство общества, растет социальная напряженность, увеличивается бедность.
Список литературы.
1. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М., 2012.
2. Московская областная дума. Официальный сайт. ttp://www.mosoblduma.ru/apparat_dumi/protivodejstvie_korrupcii/informacionnie_materiali/item/3215.
3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Официальный сайт. http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/13701/.
4. Голосенко И.А. Феномен «русской взятки»: Очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии
и социальной антропологии. 1999. – Т. – № 3.
5. Макаров А.А. Организационно-экономические меры противодействия коррупции в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. – № 2. –
C. 43-47.
6. Куликов М.Ю. Административно-правовые проблемы противодействия коррупции в органах исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2010. – № 6. – C.
7. Астанин В.В. Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2.
8. Михайлов В.И. Основные направления государственной политики
в области противодействия коррупции на современном этапе // 2012.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |