Конкурентное развитие страны зависит от формирования механизмов и условий роста экономических источников, влияющих на формирование бюджета государства и ВВП. Для создания конкурентной и эффективной экономики государство использует все источники развития, делая упор на инновационную деятельность с обеспечением технологического монополизма за счет результатов собственных разработок и изобретений.
В развитых странах инновационная составляющая органически встроена в процесс расширенного воспроизводства. Система мер государственного регулирования инновационного развития составляет совокупность методов и мер расширенного воспроизводства экономики, дополненная специфическими мерами и методами стимулирования инновационных процессов. Эффективные инновационные административные и экономические механизмы основаны на следующих принципах:
- определение с учетом ситуации рассматриваемого периода по отраслям и технологическим направлениям подхода государства к ключевым инновациям и достижениям научно-технического, технологического прогресса;
- весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны государства;
- применение мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям, без согласования с государственными чиновниками.
Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности.
В России выстраивается приоритет развитию экономики за счет активизации инновационной деятельности с применением научных методов и подходов менеджмента.
Основная часть
Научная и инновационная деятельность в промышленно развитых странах относится к сфере активной государственной политики, причем государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями.
Государственные стратегии в отношении инновационной деятельности в развитых странах различаются по уровню и формам поддержки:
1) В Японии, Франции, Нидерландах государство активно влияет на инновационную деятельность, организуя и финансируя важные программы и проекты, и закрепляя свою позицию в законодательстве и во внешней политике (стратегия активного вмешательства);
2) В США и Великобритании государство играет важную роль, но отсутствуют директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место выходят субъекты хозяйствования, а роль государства – создать им необходимые правовые, экономические и другие условия (стратегия децентрализованного регулирования);
3) В странах со значительной долей государственного сектора в экономике (например, Швеция) применяется смешанная стратегия. По отношению к государственным организациям используется стратегия активного вмешательства, к остальным – децентрализованного регулирования.
Среди основных принципов государственной политики в научной и инновационной деятельности можно выделить следующие:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
- стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- развитие международного сотрудничества;
- государственное финансирование на безвозвратной основе только фундаментальных научных исследований; инновационных проектов федерального значения некоммерческого характера; проектов, связанных с поддержанием национальной безопасности. ��се остальные виды инновационной деятельности инвестируются государством на возвратной и конкурсной основе, используя различные формы внебюджетной государственной поддержки.
В качестве основных направлений государственной инновационной политики применяются :
- оптимизация структуры национальной инновационной системы;
- стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри страны;
- интеграция в международные инновационные сети;
- налаживание внутренних инновационных сетей;
- формирование национальной инновационной системы.
Анализ основных направлений государственной инновационной политики приведен в таблице 1.
Из анализа научно-инновационного развития промышленно развитых стран можно выделить три главных типа моделей:
- страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупно-масштабных целевых проектов, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
- страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция и Швейцария);
- страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Более подробной анализ основных механизмов регулирования инновационной деятельности в США, Японии, Германии и Франции приведен в приложении А.
Следует отметить, что методология управления инновационной деятельностью зарубежными компаниями применяется российскими крупными компаниями (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «РОСНАНО») в сочетании с проектной логикой управления и современными методами стратегического менеджмента.
По результатам исследований особенностей национальных инновационных систем США, Японии, Германии и Франции выполнен сравнительный анализ применяемых подходов и инструментов управления инновационной деятельностью в этих странах и крупными компаниями по следующим позициям:
- особенности модели научно-инновационного развития;
- структура управления научными организациями;
Таблица 1 – Основные направления государственной инновационной политики
Направление инновационной политики
Специфика
Страны
Оптимизация структуры национальной инновационной системы
Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций
Япония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы
США, Великобритания, Франция, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия
Развитие фундаментальных исследований
Великобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны
Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций
США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу. Привлечение национального частного капитала
Израиль, Финляндия
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу
Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора
Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
Интеграция в международные инновационные сети
Комплексная интеграция
Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
Технологическая специализация
Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетей
Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере
США, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы национальных регионов
Франция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системы
Реструктуризация госсектора науки
Болгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образования
Латвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу
Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий
Чехия, Румыния, Чили, Турция
- соотношение государственного и негосударственного финансирования НИОКР;
- оптимизация структуры национальной инновационной системы;
- система оценки научной деятельности;
- механизмы международного сотрудничества;
- преемственность научных знаний, передача опыта молодым поколениям;
- миграция кадрового потенциала;
- система коммерциализации научных результатов;
- эффективность использования экспериментальной базы;
- роль научных школ;
- основные подходы к управлению инновациями в крупных компаниях.
Несмотря на разнообразие национальных инновационных систем и их особенностей, для основных промышленно развитых стран в управлении инновациями прослеживается ряд общих тенденций. К ним относятся:
- усиление регулирующих функций государства в инновационной сфере;
- усиление целевой ориентации инновационных разработок;
- использование крупных национальных, межотраслевых и глобальных научно-технических программ;
- постепенный переход к долгосрочному программированию развития инноваций (10 и более лет);
- глобализация инновационной сферы, которая проявляется в растущей доле зарубежного финансирования научных исследований, а также в создании инновационных организаций (подразделений) в регионах с благоприятным инвестиционным климатом;
- проектный подход к управлению инновациями, использование механизмов и алгоритмов стратегического инновационного менеджмента при управлении инновациями в компаниях;
- использование типовых бизнес-процессов управления инновационной деятельностью.
К общим тенденциям следует также отнести интеграцию различных областей науки, техники и производства и развитие системы горизонтальных связей типа «отрасль – отрасль», «предприятие – предприятие», что обеспечивает межотраслевую передачу технологий и способствует более эффективному внедрению инноваций.
Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2 Сравнительный анализ подходов к развитию национальных инновационных систем
Факторы сравнения
США
Япония
Германия
Франция
Общая модель инновационной деятельности
Целевая модель деятельности с «социальным» обременением.
Исследовательские центры университетов и национальные лаборатории имеют определенную автономию в выборе направлений исследований (темы выбираются и закрепляются путем проведения независимой экспертизы). При комплектовании исследовательских групп для фундаментальных исследований выбор руководителя фундаментального проекта является прерогативой финансирующей организации (промышленной компании или федерального ведомства). Фундаментальные исследования проводятся и финансируются преимущественно в рамках континуума (в проектной логике).
Целевая модель деятельности, критерии которой определяются национальными и ведомственными стандартами. Ведомственные исследовательские организации подчиняются министерствам и содержатся на госбюджетные средства.
В частных компаниях выделяется несколько видов научных лабораторий, специализация которых соответствует специализации заводов; Компании специализируются на предметных разработках и действуют автономно; общие исследования проводятся со специализацией по стратегическим направлениям. Японские компании разрабатывают тематику НИОКР в соответствии с национальными проектами, способствуя, таким образом, их финансовой, кадровой и материальной поддержке. Для реализации крупных проектов компании объединяются в межкорпоративные группы.
Преимущественно программно-целевая модель
Определение направлений исследований основывается на наиболее актуальных и важных задачах, стоящих перед научным развитием Германии
Основной принцип работы – автономия науки и самоорганизация научного процесса на базе международной экспертизы (отсутствие влияния Правительства на исследовательскую деятельность)
При этом применяется принцип исключения дублирования исследований в разных структурах
Смешанная модель – базовое (непрограммное) финансирование через Министерство образования, науки и технологий и конкурсное (программное) финансирование через управляющие компании.
Целевой характер создания исследовательских лабораторий (под конкретную задачу) с контрактом на исследования на 4 года с последующим продлением
в случае положительной оценки инновационной деятельности
Управление научными организациями
В деятельности научных организаций научная и хозяйственно-коммерческая функция четко разделены.
Хозяйственно-коммерческую функцию часто выполняет управляющая компания (УК). Функции УК – все бюрократические процедуры, лоббирование в Правительстве, финансовое сопровождение проектов, строительство исследовательской базы. На одного ученого в среднем приходится около 10 инновационных менеджеров.
Функции управления имуществом и предметом исследований объединены в рамках управления научными программами. Использование гос. финансирования как стимула для активизации исследовательской деятельности в частных компаниях (долевое финансирование). Выдача гос. дотаций для закупки лицензий и «ноу-хау». Льготное кредитование прикладных НИОКР и проектов коммерциализации научных результатов, выполняемых отдельными компаниями. Финансирование фундаментальных исследования при условии их выполнения несколькими компаниями
В исследовательских организациях Германии доминирует принцип разделения
административно-хозяйственной и учебно-научной деятельности.
Научные объединения и организации (в т.ч. CNRS и СЕА) осуществляют управление предметной областью исследований и ресурсами научных программ, несут ответственность за научные результаты и эффективность использования ресурсов.
Управляющие компании ANR и ALL осуществляют конкурсное финан-ние и финансовый контроль
продолжение таблицы 1.2
Факторы сравнения
США
Япония
Германия
Франция
Доля государственного сектора в финансировании НИОКР
34%
20%, главным источником финансирования НИОКР - частный сектор, в основном промышленные фирмы
37%, при этом доля государства в финансировании НИОКР постепенно сокращается
42%, причем это соотношение за последние годы меняется в пользу госрасходов)
Оптимизация структуры национальной инновационной системы
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы
Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций
Оптимизация государственной системы управления в сфере инноваций с использованием проектного и институционального финансирования науки
Оптимизация госсистемы управления в сфере инноваций с использованием стимулирования инициативы национальных регионов
Система оценки научной деятельности
Критерии экспертизы заявок на участие в государственных программах очень жесткие и устанавливаются государством.
Каждая отдельная исследовательская программа может проходить процедуру оценки несколько раз по мере смены этапов ее выполнения.
Обязательная независимая экспертиза НИОКР в составе исследовательских проектов. Обязательная экспертиза результатов на всех уровнях.
Система экспертной оценки исследовательских проектов включает внутреннюю (сотрудники федеральных ведомств) и внешнюю экспертизы (лучшие ученые страны).
Экспертиза проводится сверху вниз (стратегии программы проекты НИОКР)
Жесткие требования и критерии отбора программ для государственного финансирования
(в Министерстве экономики, торговли и промышленности (METI) 38 показателей эффективности программ)
Обязательная независимая экспертиза исследовательских проектов и НИОКР.
Создана специальная многоуровневая система оценки НИОКР, действующая на основе национальных стандартов
Очень жесткие требования и критерии представления и отбора программ.
Обязательная независимая
экспертиза НИОКР.
Обязательная экспертиза научных результатов.
Международная оценка
каждые 5 лет
Наличие скоординированной
системы экспертизы на каждом уровне принятия решений.
Создано специальное учреждение – «Агентство по оценке НИОКР».
Отчет о деятельности исследовательской системы Франции направляется ежегодно в Национальное собрание.
Механизмы международного сотрудничества
Ведущая роль США в глобализации инновационных процессов:
- США инвестируют около 10% общих расходов на НИОКР и исследовательские проекты за границей;
- привлекает иностранные инвестиции в НИОКР США (основные страны-инвесторы - Германия, Швейцария, Англия)\ - возрастает число иностранных компаний, реализующих программы НИОКР в США.
Участие в создании мирового глобального пространства для инвестиций в исследования и разработки - проект Многостороннего соглашения об инвестициях (Multilateral Investment Agreement).
Доля иностранных партнеров в промышленных НИОКР Японии
составляет менее 5%, вместе с тем
японские корпорации имеют десятки исследовательских лабораторий, часть которых располагается в других странах,
что содействует интернационализации японских фирм в сфере НИОКР.
Создание совместных международных лабораторий междисциплинарных проектов (например, российско-японская лаборатория при Институте органической химии им. А.В. Николаева СО РАН)
Формирования региональных научных парков и участие в международном обмене технологиями для решения глобальных проблем. Постоянное расширение международного сотрудничества
в области научных исследований
Обязательное условие научной политики Германии – международное сотрудничество. Создание европейского научного пространства посредством реализации кооперационных проектов на европейском уровне и закрепления за научными центрами (Объединение Гельмгольца) роли ведущего партнёра (совместные научные проекты с российскими,. польскими, венгерскими и чешскими партнёрами). Создание международных бюро в Брюсселе, Москве и Пекине и стратегических международных альянсов
Соглашения о кооперации
(81 договор с 50 странами), Участие в международных программах научного сотрудничества (180 программ). Создание ассоциированных и совместных международных исследовательских групп (23). Международные соглашения (с Россией и бывшими республиками заключено около 40 соглашений).
Преемственность научных знаний, передача опыта молодым поколениям.
Тесная связь исследовательской деятельности с преподаванием и подготовкой кадров (Университеты – национальные лаборатории).
Доступность фундаментальной теоретической подготовки для очень широкого круга студентов.
В исследовательских университетах гораздо выше подготовка и компетентность специалистов на всех уровнях, чем в обычных образовательных.
При всех крупных университетах страны существуют научные лаборатории, ведущие научные исследования
Ведущие сотрудники исследовательских лабораторий обязательно преподают в университетах, а студенты имеют возможность участвовать в исследовательских проектах.
Около 60-70% объема японских фундаментальных исследований
выполняется в учреждениях системы высшего образования (университеты, колледжи)
Исследования ведущих научно-исследовательских организаций (Общества Макса Планка, Германа фон Гельмгольца, Фраунгофера, Вильгельма Лейбница) ведутся в тесном сотрудничестве с ВУЗами Германии. Немецкие университеты построены по принципу единства учебной и исследовательской работы. Они являются не только учебными заведениями, но и одновременно научными институтами.
Создание «виртуальных институтов», состоящих из рабочих групп Университетов и групп исследовательских центров Объединения Гельмгольца ( 87). Главная цель – объединение компетенций высших учебных заведений и центров Объединения.
Сотрудничество с системой высшего образования является краеугольным камнем научной стратегии
Тесное взаимодействие исследовательских лабораторий и университетов (из 1200 действующих лабораторий CNRS, 1000 является совместными с университетами (ассоциированные лаборатории).
Главный инструмент развития связки «CNRS – вузы» - развитие практики четырехгодичных трехсторонних контрактов «CNRS - вуз - Министерство образования, науки и технологий»
Существенная доля преподавателей-исследователей в общем объеме научных кадров (практически ½ всех преподавателей ВУЗов страны работают в исследовательских структурах CNRS (Национальный центр научных исследований)
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |