Проблема пенсионного обеспечения как ключевого элемента социальной политики большинства стран мира получила особую актуальность в конце 20 века в связи с серьезными изменениями в демографической структуре, а именно с уменьшением количества экономически активного и трудоспособного населения при одновременном увеличении численности пенсионеров. Данная проблема в ряде стран послужила серьезным катализатором для проведения реформ и модернизации пенсионной системы, что, в целом (в мировом масштабе), привело к исчезновению «одномерных» (накопительных или распределительных) моделей и схем пенсионного обеспечения населения и распространению моделей комбинированных - с доминированием какого-либо одного института.
Критерием выбора стран для проведения сравнительного анализа пенсионных систем послужил созданный некоммерческой организацией HelpAge International Глобальный индекс AgeWatch (2013 г.), согласно которому Швеция (89,9) и Германия (89,3) являются наилучшими странами по качеству жизни пожилых людей, в частности, по таким прямым результативным индикаторам, как: охват пенсионным доходом, уровень бедности в старости, относительное благосостояние пожилых людей, продолжительность здоровой жизни в 60 лет и др.
В Германии пенсионная система является трехуровневой и базируется на принципе солидарности поколений, когда экономические активное работающее население обеспечивает пенсиями нынешних пенсионеров. Первый уровень представлен обязательными пенсионными схемами для определенных групп населения (служащие, чиновники, фермеры и др.), и реализуется в форме обязательного пенсионного страхования. Важнейшим элементом данного уровня является социальное пенсионное страхование (SPI), которое берет свои истоки с фундаментальной пенсионной реформы 1957 года. Второй уровень - добровольное пенсионное обеспечение от работодателей (occupational schemes), которое выплачивается сотрудникам при их выходе на пенсию, а в качестве третьего уровня пенсионной системы выступают различного рода частные схемы (private voluntary arrangements for old-age provision), включающие все формы создания частного капитала.
SPI с макроэкономической точки зрения является доминирующим элементом немецкой пенсионной системы и, фактически, основным источником для выплаты пенсии на 1 уровне. Средний взнос в пенсионный фонд составляет порядка 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Пенсионная формула, определенная 64 параграфом шестой книги Социального кодекса Германии, рассчитывается с учетом пенсионных баллов ЕР и индивидуальных коэффициентов (выходной коэффициент ZF и коэффициент RAF), накопленных за всю жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию, стажа, размеры заработной платы и вида самой пенсии. Стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.
Важным моментом в становлении немецкой пенсионной системы явилась пенсионная реформа 1992 года, которая сформулировала ключевые принципы дальнейшего развития системы: принцип эквивалентности (размер пенсии зависит от размеров вкладов в фонды), принцип динамичности пенсии (пенсия повышается в зависимости от повышения средней заработной платы в стране) и принцип безопасности жизненного стандарта, который означает, что пенсия должна обеспечивать достигнутый в обществе жизненный стандарт и уровень жизни пенсионеров. Период с 2011 по 2013 гг. ознаменовался возрождением общественных и политических дебатов относительно адекватности и достаточности пенсионного обеспечения населения в свете грядущих изменений (в ��ервую очередь демографических), однако изменения коснулись лишь размера взносов в пенсионный фонд в 2013 году: взносы были сокращены с 19,6% до 18,9%, что было обусловлено положительной динамикой развития рынка труда в Германии. Рассматривая последние законодательные инициативы в области пенсионного обеспечения, следует отметить утверждение планомерного повышения пенсионного возраста до 67 лет для мужчин и женщин к 2029 году, тогда как сейчас пенсионный возраст составляет 65 лет.
Так называемый принцип солидарности поколений, являющийся базисом немецкой пенсионной системы, был доминирующим и в Швеции вплоть до 90-х годов 20 века. Все граждане с непрерывным трудовым стажем 30 лет (стаж больше 30 лет в расчет не принимался) имели право на полную трудовую пенсию, составляющую 60% от средней заработной платы в стране. Однако под давлением негативной демографической динамики в стране в конце 90-х годов парламентом была инициирована глобальная реформа пенсионной системы, проведенная в 2 шага: в 1994 и 1998 годах. На сегодняшний день Швеция, как и Германия, имеет трехуровневую пенсионную систему, однако имеются различия в структуре каждого уровня. Первый уровень (Inkomstpension) в шведской пенсионной системе представлен условно-накопительной пенсией. Эта часть является распределительной (PAYG) и формируется из взносов, составляющих 16% от заработной платы. Условные накопления, представляющие собой не живые деньги, а обязательства, индексируются с учетом роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Второй уровень (Premiepension) – накопительная пенсия. Размер данной пенсии зависит от заработной платы, из которой 2,5% перечисляются на индивидуальный пенсионный счет. На счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, однако инвестиционная деятельность данных фондов жестко регулируется государством. Выплата пенсии перечисленных уровней может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год. Гарантированная бюджетная пенсия (Garantipenson), представляющая собой третий уровень, выплачивается за счет средств государственного бюджета по достижении 65 лет тем гражданам, которые по тем или иным причинам получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсии или не получают их вообще.
Получившее в Швеции широкое распространение добровольное пенсионное обеспечение достаточно точно может быть соотнесенно с 3 уровнем немецкой пенсионной системы, однако в остальном пенсионные системы указанных стран имеют принципиальное отличие, заключающееся в соблюдении принципа солидарности поколений, указанном выше. Важнейшей отличительной чертой шведской пенсионной системы также является наличие саморегулирующих механизмов, основанных на формулах индексации условных накоплений и функции назначаемой пенсии в соответствии с ожидаемой продолжительностью жизни. Индексация осуществляется в том случае, если отношение имеющихся активов к обязательствам (balance ratio) становится меньше 1,0 (Рис. 1). Основные изменения в шведской пенсионной системе в последние годы коснулись накопительной части пенсии, в рамках которой были предприняты меры для совершенствования механизмов ее дифференциации в зависимости от возраста граждан, и условно-накопительной пенсии в части изменения механизмов калькуляции balance ratio для повышения адаптивности системы к изменяющимся условиям макросреды. В отличие от Германии в Швеции на сегодняшний день еще не утверждены планы по повышению пенсионного возраста, хотя разговоры об этом активно ведутся на самом высоком уровне.
Рис. 1 Влияние саморегулирующего механизма условно-накопительной пенсии: прямая сплошная линия отражает индексацию пенсий в норме; прерывистая линия – отклонение и включение механизма балансировки; ВТ – balance ratio.
Показателем эффективности любой пенсионной системы является коэффициент замещения – это процентное соотношение пенсии к заработной плате (то есть, какую часть предыдущего дохода будет замещать начисленная пенсия). По нормативам ООН, государственная система обязана компенсировать пенсию в размере от 40% предыдущего среднего заработка.
Германия
Швеция
Коэффициент замещения, %
42,0 (2013 г.)
55,6 (2013 г.)
Коэффициент пенсионной нагрузки
34,89 (2015 г.)
34,62 (2015 г.)
Возраст выхода на пенсию
65 67 (2029г.)
65
Средний размер пенсии
≈$1651 (2013г.)
≈$1010 (2013г.)
Таб. 1. Некоторые статистические показатели для сравнения
В Германии данный коэффициент находится на нижней границе указанного норматива, что обусловлено высоким средним размером пенсии, который в 2013 году составил $1651. В Швеции коэффициент замещения на 20% выше, чем в Германии и в 2013 году составил 55,6% (на 2015 есть предварительные данные – 68,2%), однако средний размер пенсии при этом на $641 меньше немецкого показателя.
Германия - Мужчины
Германия - Женщины
Германия - Всего
Швеция – Всего
1950
2 986,668
5 708,294
8 694,96
714,243
1955
3 236,308
6 491,465
9 727,77
791,938
1960
3 390,526
7 445,843
10 836,37
878,754
1965
3 679,539
8 463,647
12 143,19
980,058
1970
4 107,058
9 400,193
13 507,25
1 099,590
1975
4 377,067
10 024,010
14 401,08
1 238,137
1980
4 373,283
9 583,959
13 957,24
1 354,017
1985
3 812,776
9 935,811
13 748,59
1 439,617
1990
3 943,308
10 157,491
14 100,80
1 522,021
1995
4 486,707
10 269,970
14 756,68
1 541,388
2000
5 060,272
11 081,170
16 141,44
1 531,753
2005
6 259,344
11 569,734
17 829,08
1 560,095
2010
7 061,816
9 511,809*
16 573,63*
1 707,879
2015
7 475,598
9 663,175*
17 138,77*
1 950,215
*В 2010 году произошло планомерное увеличение пенсионного возраста у женщин до 65 лет.
Таб. 2. Динамика численности пенсионеров
Для сравнительного анализа динамики численности пенсионеров двух стран более значимым является такой показатель, как коэффициент пенсионной нагрузки, представляющий собой процентное отношение числа пенсионеров к численности трудоспособного населения. Ниже указана на Рис. 2 динамика изменения данного коэффициента:
Рис. 2. Динамика изменения коэффициента пенсионной нагрузки (зеленым отмечена динамика кпн в Германии, синим – в Швеции)
В 2015 году коэффициенты пенсионной нагрузки в Германии и Швеции оказались равными (34,89 % и 34,62 % соответственно). По динамике общих расходов на выплату пенсий можно отметить 1%-ое сокращение расходов на пенсии после реализации первого и второго этапов повышения пенсионного возраста женщин в Германии (60 60,3 65), и ежегодный рост расходов на пенсии в Швеции. В 2013 году по предварительным данным общие расходы на выплату пенсий в %-ом исчислении от ВВП в данных странах окажутся на одном уровне - 12,3.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Германия
12,4
12,4
13,3
12,8
12,3
12,3
-
Швеция
11,4
11,8
12,9
12,0
11,7
12,0
12,3
Таб. 3. Общие расходы на выплату пенсий (expenditure on pensions) в % от ВВП.
Германия на сегодняшний день остается одним из самых консервативных государств в плане пенсионного обеспечения населения. Ей в большей степени присущи признаки распределительной системы, которую еще называют солидарной, - как положительные: защита от инфляции, рост размеров пенсий с экономическим ростом, немедленная реализация права на получение пенсии при наступлении пенсионного возраста, отсутствие препятствий для мобильности трудовых ресурсов; так и отрицательные: чувствительность к демографическим изменениями, зависимость пенсионеров от будущих поколений и др. Однако несмотря на отличные показатели пенсионной системы Германии, у нее есть и некоторые проблемы, в частности, до сих пор не решена проблема бедности в старости, до сих пор существуют вполне ощутимые различия в пенсионном обеспечении населения Западной и Восточной частей Германии, пенсионная формула требует корректировки для придания ей большей прозрачности, а также отсутствует достаточное количество адекватных рабочих мест для пожилых людей, необходимые в связи с заявленным увеличением пенсионного возраста и др. Шведская пенсионная система, в которой доминирующая роль отводится накопительным механизмам, несмотря на саморегулирующиеся механизмы, разумеется, не застрахована полностью от финансовых кризисов. Но тем не менее она является надежной, финансово устойчивой и эффективной системой. Для нее характерен всеобщий охват населения, который достигается тремя видами пенсий и она заслуженно занимает 1 место по уровню материального обеспечения пожилых людей.
Список использованных источников и литературы
http://pensionreform.ru/files/67454/2013.%20ASISP.%20Country%20Document%202013%20-%20Sweden.pdf - Country Document 2013. Pensions, health and long-term care – Sweden;
http://pensionreform.ru/files/67429/2013.%20ASISP.%20Country%20Document%202013%20-%20Germany.pdf - Country Document 2013. Pensions, health and long-term care – Germany;
http://www.helpage.org/global-agewatch/ - Глобальный Индекс ЭйджВотч 2013 Резюме;
http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/07_02_05.pdf - Лекционные и методические материалы. Экономика общественного сектора. Колосницына М.Г.;
http://pensionreform.ru/files/4018/ILO.%202-World%20Social%20Security%20Report%202010-2011.pdf - International Labour Office. 2-World Social Security Report 2010-2011;
http://pensionreform.ru/files/4020/ASISP.%20Synthesis%20Report%202011.pdf - ASISP. Synthesis Report 2011;
http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tps00103&language=en – Eurostat – Pensions;
http://www.1npf.com/personal/pens-programm-in-russia/foreign.php - пенсионные системы мира;
Борисенко Н.Ю. Пенсионная реформа в Швеции // Финансы и кредит. 2005, № 17 (185).-С. 77-81.
Борисенко Н.Ю. Основные направления совершенствования государственной системы пенсионного обеспечения Германии // Финансы и кредит. 2005. - № 7 (175).-С. 50-55
Борисенко Н.Ю. Построение национальной системы пенсионного обеспечения: теория и практика // Финансы и кредит. 2007, № 17 (257). - С. 54 - 65.
Бровчак C.B. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт: Учеб. Пособие/ C.B. Бровчак; Гос. Ун-т Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - 78 с.
Вьюницкий В.И., Чижик Л.И. Шведский опыт. Реформирование пенсионной системы // Пенсия. 2002. - № 3. - С. 70-72.
Ерошенков С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем // Общество и экономика.-2001.-С. 183-213.
Новиков А. Пенсионные системы западных стран опыт, который можно позаимствовать // Человек и труд. - 2005. - № 11. - С. 51-57.
Овсянникова С.Ю. Зарубежные пенсионные системы // Финансы. 2006. - № 2. - С. 77-78.
|