Финансовые кризисы, которые постоянно сотрясают мировую экономику, заставляют научную экономическую мысль совершенствовать системы управления государством с целью уменьшения зависимости от системных кризисов и укрепления государственной целостности. Совершенствование системы управления в Российской Федерации направлено не только, на минимизацию кризисных явлений, но и поставленная Президентом Российской Федерации цель – вхождение в число лидеров мировой экономики. Российскую экономику делает уязвимой несколько факторов: сырьевая модель российской экономики; исторически неконкурентно низкая производительность труда; устоявшееся место в международном разделении труда – ниша на мировых сырьевых рынках; выработавшие свой ресурс основные фонды. Необходимый переход к инновационной экономике также требует создания системы стратегического планирования, что повлечет серьезную перестройку системы управления как на уровне государства, так и на региональном уровне. В настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными.
Начиная с 2000 года, российская экономика на протяжении семи лет показывала устойчивый рост экономики со средним показателем – 6,9 % в год. Кризис 2008 года существенно изменил ситуацию в государственной политике управления экономическим ростом страны. Однако, в то время, как к 2010 году основные мировые экономики смогли частично восстановить свои докризисные макроэкономические показатели, то российская экономика так и не смогла вернуть высокие темпы экономического роста. Если среднегодовые темпы роста в посткризисном периоде 2009-2013 гг. для нефтедобывающих стран в среднем составили 5,3%, то среднегодовой темп роста российской экономики составил всего 1% в год. В итоге ухудшились и относительные позиции нашей страны по уровню развития. Замедление стало полной неожиданностью и для российского правительства и для аналитиков.
Важность изучения проблемы экономического роста состоит в том, что экономический рост является основой увеличения благосостояния, а анализ факторов, его определяющих, позволяет объяснить различия в уровне и темпах развития в разных странах (межстрановые различия) в один и тот же период времени и в одной и той же стране в разные периоды времени (межвременные различия).
Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с дохода при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год (англ.). Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «Конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.
Дифференциация доходов – один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, и в последнее время неравенство в доходах экономическое сообщество стало рассматривать в том числе и с точки зрения его влияния на экономическое развитие (рост). Пристальное внимание неравенству в доходах уделяется в отдельных странах, как развитых, так и развивающихся. В таких странах, как Великобритания, США, Австралия и других, систематически (как правило – ежегодно) исследуется неравномерность распределения доходов населения, публикуются отчеты о бедности и неравенстве и степени их влияния на экономический рост в стране. В условиях рыночной экономики проблема социально-экономического неравенства в контексте его влияния на рост экономики стала злободневной и для России.
Достижение целей развития страны, проведение успешной модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного будущего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.
Коррупция, как ржавчина железо, разъедает любую социальную ткань. И особенно опасна она в государстве с разрушенной экономикой, с резко обозначенными социальными противоречиями и контрастами, с недееспособным правительством и дезориентированным обществом. В определённое время государство просто обязано начать работу по борьбе с этим пороком, поскольку такое явление как коррупция в конечном счёте может угрожать и самому государству.
Постиндустриальным, по определению, считается общество, в экономике которого вследствие произошедшей научно-технической революции, а также в результате значительного роста ВВП на душу населения, произошло существенное смещение акцентов от преобладающего производства товаров к преимущественному производству услуг, а основным ресурсом производства стали знания и информация. Таким образом, главной движущей силой экономического развития становятся научные разработки. Уровень образования работника, его профессионализм, способность к обучению, уровень креативности становятся наиболее ценными и востребованными качествами в современных экономических реалиях.
Статья рассматривает основные особенности рынка труда Северо-Кавказского федерального округа как этнополитического региона, а также проблемы занятости населения в СКФО. Уделено внимание изучению рынка труда с точки зрения аналитических центров. Рассмотрены основные федеральные и региональные направления развития рынка труда СКФО.
В статье рассматривается влияние экономических санкций, введенных со стороны стран ЕС и США, на региональный рынок труда Российской Федерации на примере Чеченской республики. Для снижения давления на рынок труда предложено принимать меры поддержки товаропроизводства и импортозамещения.