Статья рассматривает основные особенности рынка труда Северо-Кавказского федерального округа как этнополитического региона, а также проблемы занятости населения в СКФО. Уделено внимание изучению рынка труда с точки зрения аналитических центров. Рассмотрены основные федеральные и региональные направления развития рынка труда СКФО.
The article considers the main features of the labour market of the North Caucasus Federal district of the region as ethno-political and problems of employment in the district. Attention is paid to the study of the labour market from the point of view the analytical centers. Describes the main Federal and regional direction of labour market development SKFO.
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, развитие рынка труда
Keywords: labor market, employment, unemployment, labour market
Рассмотрение проблемы развития рынка труда в условиях современной экономической ситуации является довольно актуальной. Введение в отношении Российской Федерации ряда санкций было направлено на подрыв экономической и социальной стабильности граждан Российской Федерации и всего государства в целом. Безусловно, на фоне мировой политики социально-экономическая сфера жизни российского общества претерпела негативные последствия. Однако они оказались не столь значительными.
В условиях становления современного российского государства, которое пережило кризисы 90-х и 2000-х годов и участвующее в современном мировом кризисе, возможно улучшение жизнеобеспечения российских граждан при грамотном ведении как федеральной, так и региональной политики в сфере труда и занятости населения.
Рассматривая особенности рынка труда и изучая проблемы занятости населения, необходимо обратиться, в первую очередь, к первоисточникам. То есть к самому трудоспособному населению, занятому населению, а также работодателям, готовым предоставить вакантные места.
По данным аналитического центра сайта «HeadHunter», являющегося в настоящее время одной из популярных баз поиска работы и найма персонала, с начала 2015 года наблюдается рост вакантных предложений на рынке труда по СКФО. Так число предложений о работе увеличилось на 77 % в сравнении с данными прошлого года. Что касается соискания вакантных должностей, то здесь наблюдается стабильность – увеличение числа резюме на 60%. На одну вакансию в СКФО в среднем приходится около 4-5 резюме (в сравнении с началом текущего года данное число составляло 7 резюме).
Как отмечают аналитики того же Интернет-ресурса, значительное увеличение числа вакансий и резюме связано с популяризацией поиска работы через Интернет.
Что касается отдельных специальностей, то рынок труда СКФО испытывает дефицит специалистов по страхованию, рабочего персонала, работников туристической сферы, маркетинга, науки и образования. При этом самый высокий конкурс на вакансии юристов, бухгалтеров, работников искусства, СМИ, а также руководителей.
Стоит отметить, что касаемо прогнозов развития рынка труда СКФО на текущий год, аналитики сходятся во мнении, что однозначных прогнозов дать нельзя. Это связано с зависимостью ряда регионов СКФО от субсидий из федерального бюджета. Именно с их помощью формируются дополнительные рабочие места, осуществляется господдержка организаций, осуществляется деятельность в сфере импортозамещения.
Эксперты другого Интернет-ресурса Adzuna.ru отмечают, что сложности в распределении вакансий и резюме по СКФО составляет, главным образом, нехватка квалифицированных кадров, а также низкие заработные платы.
Аналитики Группы компаний «РУСКОМПОЗИТ» отметили, что снижение заработных плат произошло только на линейные позиции и на работу, не требующую квалификацию. В то же время уровень стоимости хороших специалистов не снизился.
По данным консалтингового центра «РосНалог» наметилась тенденция перераспределения трудовых ресурсов между регионами. Российские граждане стали чаще менять место жительства по причине смены рабочего места. Наметился тренд трудовой миграции. Стоит отметить, что Кавказ является более выгодным местом в этом плане, так как уровень жизни на Кавказе значительно выше, чем во многих других регионах страны.
Однако при всей экологической и природной привлекательности СКФО требуются значительные влияния со стороны федерального бюджета, и грамотное руководство кадровой политикой округа и его субъектов в частности. Для этих целей в 2010 году одновременно с созданием самого СКФО правительством Российской Федерации была сформирована стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
Стратегия должна была обеспечить условия для развития социально-экономического сектора в регионах СКФО, в их числе развитие экономики, снижение уровня безработицы, повышение качества жизни населения.
Долгое время субъекты, входящие в СКФО находились в состоянии стабилизации (как например Чеченская Республика, находившаяся ранее в состоянии войны, только восстанавливала свою экономику и жизнеобеспечение). С принятием Стратегии должен был начаться форсированный рост экономик регионов Кавказа.
В рамках анализа данных, при формировании Стратегии было учтено наличие благоприятных условий в регионах для развития агропромышленного комплекса, туризма, курортной сферы, добывающей промышленности. Развитие данных отраслей может способствовать созданию дополнительных рабочих мест, а соответственно снижению уровня безработицы в регионах СКФО.
Отдельные субъекты, входящие в состав СКФО, нуждаются в развитии экономики, а также существенном стимулировании снижения безработицы. В частности это относится к Чеченской Республике. Низкий уровень социально-экономического развития Республики обуславливается высокой степенью безработности (31,9% - самый высокий показатель по Российской Федерации). Такая ситуация сложилась, прежде всего, из-за военных действий прошлых годов. До войны Чечня обладала большим производственным потенциалом. Но на данный момент из 194 промышленных предприятий функционирует всего 6-7% [2].
Уровень безработицы по СКФО в общем достаточно высокий – от 8% до 55 %, что превышает среднероссийский уровень. То же можно сказать и о показателях производительности труда.
Сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда во всех регионах СКФО. Так по состоянию на период формирования Стратегии уровень безработицы в СКФО составил 18% (при среднем показателе по России в 8%).По состоянию на конец 2014 года уровень безработицы снизился до 10,8%. Наиболее высокий уровень безработицы среди регионов Кавказа отмечен в Республике Ингушения – 32%, Чеченской Республике – 21 % и Карачаево-Черкесская Республика – 12%[6].
Стоит также отметить, что уровень безработицы сельского населения значительно выше, чем уровень безработицы городского населения. Так в Чеченской Республике преобладает доля сельского населения – 65% [2]. Это самый высокий показатель среди регионов Кавказа. Если раньше данная категория граждан имела заработок в сферах животноводства, садоводства, овощеводства и виноградарства, то после пройденной войны и экономического кризиса лишилось этого вида заработка.
Северо-Кавказский федеральный округ является молодым в отношении демографической ситуации. На данный момент он занимает первое место по уровню рождаемости и последнее по уровню смертности в России. Поэтому не удивительно, что из общего числа безработных по округу больше половины составляет молодежь.
В этой связи вопрос трудоустройства молодых специалистов стоит остро. Помимо высокого уровня безработицы, молодые люди являются наиболее слабым звеном рынка труда. Главным образом по причине низкой конкурентоспособности молодых специалистов.
Одной из существенных проблем рынка труда является проблема подготовки кадров. Учебные заведения готовят специалистов по традиционным и наиболее популярным направлениям специальностей, не учитывая при этом реальных потребностей рынка труда. Следовательно, каждый год на рынок труда попадают сотни невостребованных специалистов.
Анализируя, все вышесказанное можно утверждать, что наметились три основные проблемы занятости населения в СКФО.
Во-первых – это скрытая безработица. Данное утверждение вполне справедливо для сельского населения, которое составляет около половины всего населения округа (от 65% в Чеченской Республике до 43% в Ставропольском крае). Стоит также отметить, что по официальным данным заработная плата в регионах довольно не высокая. Так, например, на территории Чеченской Республики данный показатель не превышает 7 тысяч рублей. При том, что в большинстве случае организации выплачивают «черную зарплату». Многие жители республики не являются официально трудоустроенными, и источник их заработка остается неизвестным.
Во-вторых – молодежная безработица. Имея большой потенциал в виде значительных трудовых ресурсов, а именно молодого населения на территории округа не выработана четкая политика его применения.
В-третьих – это занятость в низкооплачиваемых секторах экономики. Как отмечают аналитики ряда кадровых агентств, большинство населения стремится к стабильности. И поэтому для них лучше получать небольшую заработную плату, нежели находиться в поиске более оплачиваемой работы.
Если вернуться к Стратегии развития СКФО, то можно отметить, что в ее рамках предложен самый эффективный способ борьбы с безработицей – это создание новых рабочих мест. Данные мероприятия должны быть направлены как на развитие крупных дотационных предприятий, так и на развитие малого и среднего бизнеса, то есть обеспечения самозанятости населения. Существенным нововведением стало внедрение программ профессиональной подготовки и переподготовки лиц, нуждающихся в работе.
Для регулирования развития малого и среднего предпринимательства в регионах были утверждены целевые программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства». При этом средний уровень софинансирования обязательства составил 80% [4]. Рассмотрим действие этой программы на примере Чеченской Республики. Гражданин, желающий открыть собственное дело должен разработать бизнес-план своего проекта и вынести его на решение специальной комиссии. В случае вынесения положительного решения касаемо его проекта, размер государственной субсидии составит 50 тысяч рублей.
Еще одной довольно существенной мерой по снижению уровня безработности является профессиональное обучение и переобучение безработных. Подобная программа действует в ряде регионов СКФО. Так в Чеченской Республике данная программа работает в трех основных направлениях:
- профессиональное обучение;
- переобучение безработных;
-переобучение лиц, находящихся под угрозой увольнения.
При этом граждане получают возможность приобрести именно востребованную на рынке труда специальность, принимая, таким образом, на себя роль учебных заведений, которые, кстати сказать, данную функцию не рассматривают вовсе как ведущую.
В последнее время наметилась тенденция к формированию трудовой миграции. Данный процесс обуславливается переселением граждан в другие регионы, в которых есть вакантные места, отвечающие всем требованиям соискателя. Ярким примером ведения подобной политики на региональном уровне является Чеченская Республика. В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 21 февраля 2012 г. №32 утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чеченской Республики. На основании ее жители республики в массовом порядке направляются в другие регионы с целью трудоустройства. Так, например, была направлено большой число безработных на строительство олимпийских объектов в Краснодарский край. Однако по прогнозам аналитиков, данная мера будет иметь незначительный успех. Это связано с тяжелыми условиями труда, а также риском роста межнациональной напряженности.
Стоит отметить, что, несмотря, на высокий уровень безработицы и все сопутствующие проблемы Чеченская Республика является лидером по снижению темпов безработицы. Всего за несколько лет ее уровень удалось снизать с 60-70% до 30%. Однако проблема трудоустройства для населения остается острой.
Проблемы в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа носят сложный характер. В этой связи необходима целенаправленная и четкая политика государства по разрешению вопросов трудоустройства населения и снижения уровня безработицы соответственно.
Так наиболее эффективными мероприятиями могут стать:
- стимулирование самозанятости населения, и создания дополнительных рабочих мест;
- создание условий для повышения качества рабочих кадров, как то создание образовательных центров и центров по переподготовке кадров, обеспечение стажировки молодых специалистов;
- создание возможности трудовой миграции и его популяризация среди населения;
- развитие центров занятости как ведущих институтов на рынке труда, обеспечивающих содействие в поиске работы и подборе персонала.
Для того чтобы привлечь население к самозанятости посредством малого и среднего предпринимательства возможно проведение следующих мер:
- создать систему грантов для начинающих предпринимателей, а также центры по обучению кандидатов на получение грантов;
- обеспечить доступность субсидирован��я, финансирования, а также микрофинансирования предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создать гарантийный фонд по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создать межрегиональные центры поддержки и развития малого и среднего бизнеса;
- развить сеть бизнес-инкубаторов и центров малого бизнеса, а также обеспечить их доступность;
- обеспечить доступность консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создать основы для обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства помещениями на условиях льготного найма.
Помимо всего сказанного, стоит отметить, что важной задачей является привлечение на территорию СКФО высококвалифицированных специалистов из числа русского населения из других регионов России. Привлечение этой категории специалистов позволит выполнить две основные задачи – это стабилизация этнополитической ситуации и обеспечение регионов высококвалифицированными кадрами.
СКФО является молодым регионом в плане возраста жителей округа. Более одной трети всего населения округа составляют молодые люди. В связи с этим необходима грамотная молодежная политика, направленная на обеспечение работой данную категорию населения. Для достижения этой цели возможно предпринять следующие меры:
- развивать различные трудовые объединения для молодежи (отряды, биржи);
- создать законодательную базу, обеспечивающую законность прав и интересов работающей молодежи;
- реализовать программы по поддержки малого предпринимательства среди молодежи.
Подводя итоги всему вышесказанному можно отметить, что главными особенностями рынка труда СКФО является высокий уровень безработицы, выход ряда регионов из затяжного военного и экономического кризиса, а также сложная этнополитическая обстановка.
В тоже время в число основных проблем развития рынка труда на территории Северо-Кавказского федерального округа относятся – наличие скрытой безработицы, молодежная безработица, и низкий уровень заработных плат.
При этом ключевыми моментами для разрешения проблем занятости и развития рынка труда СКФО являются:
- создание новых рабочих мест;
- повышение качества рабочей силы;
- стимулирование трудовой миграции;
- повышение эффективности центров занятости.
Также действенным методом, на наш взгляд, будет являться взаимодействие работодателей с учебными заведениями, что позволит подготовить необходимые предприятию кадры, и в тоже время обеспечить рынок труда востребованными специалистами в приоритетных для региона отраслях.
Список литературы:
Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 1 (12). — с. 9-14. — http://www.creativeconomy.ru/articles/16867/.
Исраилов М. В. Трудовые ресурсы и развитие регионального рынка труда [Текст] / М. В. Исраилов // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 174-178.
Молодежь в полиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад / Ред. В.А. Тишков, М.А. Аствацатурова, В.В. Степанов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014. – 101 С.
Морозова С. И. Преодоление безработицы как приоритетное направление государственной политики [Текст] / С. И. Морозова, Н. А. Чернышова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 103-105.
Центральная база статистических данных Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.
Шевченко И., Чепурко Ю. Интеграционные модели развития регионального социально-экономического потенциала / Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2011. - № 6.
Источник: http://www.unique-material.com/#!blank/cdyg |