Достижение целей развития страны, проведение успешной модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного будущего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев полагает, что российский бизнес всегда должен быть уверен в поддержке государства на мировых рынках: «Стоящие сегодня задачи предъявляют новые требования к эффективности государственного управления, экономическому прогнозированию. Важно, чтобы предприниматели ясно представляли, на каких принципах будет строиться экономическая политика государства, как будет идти развитие энергетической, транспортной, информационной инфраструктуры, каковы будут тарифы и цены на услуги естественных монополий. Главные задачи государства и бизнеса - это повышение производительности труда, приток высоких технологий, повышение качества экономического роста».
Одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.
Основная часть.
Особенности взаимодействия власти и бизнеса в современной России
Развитие бизнеса является одним из основных условий роста эффективности современной рыночной экономики. В свою очередь, рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом. Взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для рыночной экономики формах и направлениях:
- создание непосредственно инфраструктуры экономической системы, обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики;
- размещение государственных и муниципальных заказов;
- институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;
Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку: это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения. Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.
Становление экономического порядка, обеспечивающего условия эффективного функционирования бизнеса, в значительной степени зависит от нормативно-правового обеспечения его деятельности. Основополагающими документами, в рамках которых осуществляются взаимоотношения между бизнесом и государством, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»), постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 26.02.04 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Государство также приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важной вехой стало появление закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.
Реальная модель отношений власти и бизнеса, отмечают исследователи, представляет собой три обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную, серую. Белая зона основана на создании единых для всех предпринимателей правил игры и обязательности их выполнения. Черная и серая зоны предполагают создание преференциальных режимов для предпринимателей и избирательное применение санкций со стороны государства. Отношения черной зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах чиновников, а инструментом достижения интересов чиновника является взятка. Отношения серой зоны построены на интересах выполнения властью своих публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории. Добровольно-принудительный взнос – финансирование территорий представляет собой формально не регулируемые вложения бизнеса в территории (на благоустройство, в инфраструктурные проекты, на социальные программы власти).
Современные особенности взаимодействия региональных органов управления и бизнеса обусловлены последствиями глобального финансового и экономического кризиса, обострившего ситуацию не только в экономической, но и в социальной сфере развития территориальных систем в виде таких проявлений, как потеря работы частью населения, снижение заработной платы и, как следствие, падение общего уровня жизни населения. Программа антикризисных мероприятий Правительства РФ особое внимание уделяет переходу экономики страны на инновационный путь развития, а также развитию предпринимательства как наиболее гибкого и устойчивого к последствиям мирового финансового кризиса. В этой связи особое значение приобретает изучение условий обеспечения эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, являющихся проводниками новых технологий. Именно малый бизнес может стать решающим фактором в распространении новых технологий, в восстановлении переживающих депрессию регионов и обеспечении перехода экономики к инновационному пути развития. Система регулирования отношений бизнеса и государства должна обеспечивать институциональные связи бизнеса, государственных органов управления и общественных организаций. Формированию и продвижению таких связей способствуют создаваемые сейчас в стране независимые исследовательские центры, рекламные агентства, службы связей с общественностью, центры политического консультирования. Создаются объединения, призванные укрепить профессиональные стандарты, упорядочить взаимоотношения между предприятиями, с заказчиками и клиентами. Это создает для институциональных связей весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, в период реформирования национальной экономики, когда идет естественный процесс формирования народнохозяйственных пропорций и определение в них места сфере бизнеса.
Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса
Название органа власти Функции Федеральная налоговая служба Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН. Федеральная служба по труду и занятости Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. МЧС РФ Осуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности. Федеральная антимонопольная служба Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Арбитражные суды Разрешение споров в сфере экономической деятельности. Суды общей юрисдикции Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц. Прокуратура РФ Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами. Правительство субъекта РФ Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ. Администрация муниципального образования Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью. Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей. В настоящее время систему представительства интересов бизнеса в федеральном центре определяют в основном четыре ведущих ассоциаций: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), ТПП РФ (Торгово-Промышленная Палата РФ), «Деловая Россия» и ОПОРа (Объединение предпринимательских обществ России). Мировая практика свидетельствует, что бизнес-ассоциации являются эффективной формой самоорганизации делового сообщества и могут с успехом представлять интересы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых традиции активного участия граждан в формировании цивилизованных рыночных отношений находятся в стадии формирования. В таких странах деятельность бизнес-ассоциаций является одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса. Среди них особое место занимают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является одной из самых крупных общественных организаций нашей страны и представляет собой объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества.
Перевод экономики на инновационные рельсы требует системного подхода. Главное, чтобы предприниматель был заинтересован в инновациях. Без всемерного поощрения государством перехода отечественного производства на инновационные рельсы постиндустриальной стадией для России может стать общество без индустрии. Поучительным примером являются государственные меры в этой сфере в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике – 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР. В Финляндии инновационная активность поддерживается прямым бюджетным финансированием НИОКР. Ныне такие бюджетные вложения превышают размер 3 % ВВП. Торгово-промышленная палата России проявила инициативу в налаживании общественно-государственного контроля над внедрением инноваций. В этом контексте одно из важных направлений деятельности палат на инновационном поле - это выставочная деятельность.
Далее важно отметить, что экономическое взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для политической демократии и рыночной экономики формах. Выделим следующие формы взаимодействия бизнеса и власти: лоббирование интересов предпринимательства в законодательных органах, общественная экспертиза законопроектов и решений властных структур, создание общественных Советов предпринимателей при органах власти. Известно немало успешных прецедентов взаимодействия объединения предпринимателей и Правительства Российской Федерации. Важными инструментами государственной поддержки малого бизнеса являются финансовые и налоговые механизмы. Вместе с тем, необходимо признать, что с учетом существующих экономических реалий государство не использует в полной мере мировые достижения в сфере прямой финансовой поддержки малого бизнеса, что нередко считается главной причиной слабого его развития. Объясняется это тем, что принятая в передовых странах поддержка предполагает необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных, прежде всего для местных бюджетов, налоговых льгот. За рубежом эти потери компенсируются масштабными налоговыми поступлениями со стороны крупного бизнеса и физических лиц. В современной России такие поступления недостаточно велики. Поэтому важно вводить принцип дифференцированной поддержки предприятий малого бизнеса, а именно – стимулировать инновационную деятельность малых фирм в сфере производства и, прежде всего, в соответствии с выделенными приоритетными направлениями развития отечественной экономики.
Практика экономически развитых стран демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и объединений предпринимателей, заключающегося в передаче им части функций государства в сфере регулирования бизнеса (включая аттестацию, сертификацию, лицензирование, подготовку кадров). Подобный опыт может быть использован и в России. Одним из путей решения проблем, связанных с недостатком информации, представители объединений предпринимателей видят получение на льготных условиях доступа к информационным ресурсам сети Интернет, широкое использование существующих правовых информационных систем, а также создание для действующих объединений предпринимателей единого информационного центра и базы данных, содержащей актуальную для них информацию.
Современное состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса и власти в регионах России.
Процесс управления взаимодействием бизнеса и власти имеет региональные аспекты, обусловленные спецификой возможностей и условий их реализации в рамках хотя и единых федеральных правил, но используемых применительно к местным условиям хозяйствования субъектов Российской Федерации. Субъекты малого и среднего бизнеса оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений региона. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и занятость населения, при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Поэтому выбор путей и механизмов достижения взаимодействия бизнеса и власти в регионе становится таким же актуальным, как и решение подобной задачи в масштабе государства. В региональном бизнесе аккумулированы значительные ресурсы рыночного развития. Причем наряду с традиционными ресурсами, весомое место принадлежит профессиональным кадрам, обладающим высокой компетенцией, передовыми управленческими, организационными и финансовыми технологиями. Поиск и выбор путей их наиболее рационального использования во многом предопределяют возможности развития экономики регионов, решения их социальных проблем.
В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение.
Основная проблема развития государственно-частного партнерства в России в том, что государство нуждается в бизнесе больше, чем бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства именно бизнес является инициатором совместных инфраструктурных проектов, государство обеспечивает ему высокую доходность.
Развитие малого бизнеса в регионах России значительно отстает от возможностей и потребностей российской экономики и российского общества. Существует значительная разница в уровне развития и системе поддержки малого бизнеса в отдельных регионах России. Наибольшее развитие малый бизнес получил в тех регионах, где местные власти целенаправленно и систематически оказывают ему поддержку (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край). В то же время, в некоторых других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей. При этом при достаточном внимании региональных властей, сектор малого бизнеса может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы трудоустройства, пополнения региональных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП. В настоящее время бизнес в регионах испытывает множество проблем. К основным проблемам относятся: несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения малого бизнеса, слабая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, наличие многочисленных административных барьеров, несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса, неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса, проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса, недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу, несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом.
Особые экономические зоны как эффективный механизм развития инновационной экономики региона и основные направления эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса
Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт особых экономических зон. Инвестиции – один из основных двигателей развития экономики. Государства стремятся создавать новые инструменты для их привлечения, и Россия не является исключением. Особые экономические зоны формируются на базе территорий с уникальными преимуществами в привлекательных для инвесторов регионах России.
В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны с тем или иным успехом функционируют более чем в 120 государствах. Самое большое количество особых экономических зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов их более 240. В США функционируют три категории особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки. Кроме США, богатый опыт функционирования особых (свободных, специальных) экономических зон имеют государства Западной и Восточной Европы (Германия, Польша, Ирландия). Большие успехи в развитии особых экономических зон имеет Ирландия, которая после 2-й мировой войны с помощью рыночных механизмов особых экономических зон преодолела глубокий экономический кризис. За тридцать послевоенных лет в Ирландии было создано 60 особых экономических зон. Опыт Ирландии используется во многих государствах. Определенную специфику функционирования особых экономических зон имеют государства Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), а также Китай.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Так, Федеральным законом определены четыре основных типа территорий РФ, на которых может действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны. Инфраструктура особых экономических зон создается за счет средств бюджетов всех уровней. Инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации). Учитывая, что, как правило, инвесторы особых экономических зон не платят за технологическое подключение, предоставля��мая государством готовая инфраструктура позволяет существенно снижать издержки на создание новых предприятий, а также экономить время. Инвестор, который планирует начать предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне и пользоваться предоставляемыми государством преференциями, должен получить статус резидента. Процедура получение такого статуса проста, прозрачна и зафиксирована Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
На территории особых экономических зон круглосуточно работают таможенные посты, что позволяет значительно снизить временные затраты на оформление грузов и техники в особом таможенном режиме; создаются современные бизнес-центры, конференц-залы, переговорные комнаты, представительства банков, оборудованные офисы, рестораны, тренажерные залы – все условия для того, чтобы сотрудники компаний-инвесторов могли комфортно работать. Активно развивается строительство дорог, логистических центров, контейнерных площадок. Инвесторы промышленно-производственных зон имеют возможность пользоваться железнодорожными путями, проложенными непосредственно по территории особой экономической зоны, для отправки крупногабаритных грузов. В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в особых экономических зонах действует система «одного окна». Система «одного окна» предусматривает: получение комплекса государственных услуг в одном месте; возможность приема и выдачи документов, а также их предварительное согласование в электронном виде; обеспечение непрерывного доступа инвесторов к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решений.
Особые экономические зоны в России создаются на территориях с существующим потенциалом привлечения трудовых ресурсов. В зависимости от типа зоны тот или иной регион обладает базой для высокотехнологичных производств, исследовательских центров и лабораторий, доступной рабочей силой для промышленных производств, опытными кадрами в сфере транспорта, инженерии и логистики.
Таким образом, функционирование особых экономических зон способствует решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема инновационной экономики, улучшения инвестиционного климата, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и углубления международных контактов, а также позволяет обеспечить эффективную форму интеграции науки и производства, активизировать инновационную деятельность в регионах.
Заключение.
В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются. Для успешного развития бизнеса в целом по стране и в отдельных регионах необходимо принятие комплекса радикальных мер (с учетом современного состояния развития бизнеса в стране и особенностей его развития в регионах). В целях создания инновационной системы и модернизации российской экономики усилия государства в сфере бизнеса должны быть направлены на поддержку, прежде всего, тех предприятий бизнеса, которые способны производить инновационный продукт, конкурируя с признанными крупными производителями, и выступать в качестве реального фактора инновационного развития. Эффективные государственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения России, могут стать катализаторами инновационной модернизации российской экономики. В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию органам власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:
- создание нового представления о предпринимательстве как о достойной, общественно-полезной и престижной деятельности. Поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов бизнеса, формирование прозрачных партнерских отношений власти и бизнес-сообщества, сотрудничество в решении приоритетных задач социально-экономического развития региона.
- совершенствование нормативно-правовой базы, гибко и эффективно регулирующей бизнес в регионе, с целью создания благоприятных условий для становления, функционирования и развития предпринимательства, снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
- формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
- развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной и муниципальной власти, связанных с регулированием российской экономики.
- перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень. На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях предпринимательских сообществ муниципального образования, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию.
Кроме того, для эффективной работы инфраструктурного обеспечения предпринимательства представляется необходимым создать в российских регионах инновационные центры, которые бы поддерживали уже сформировавшиеся, окрепшие малые инновационные предприятия, прошедшие наиболее трудный этап становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных предприятий.
Таким образом, система взаимодействия власти и бизнеса является важным индикатором состояния общества в целом. Анализ механизма взаимодействия власти и бизнеса предполагает учет всех указанных компонентов и позволяет не только описать комплекс существующих проблем, но и возможные направления совершенствования коммуникации между властью и бизнесом благодаря характеристике сформировавшегося в бизнес-среде запроса. Для того чтобы обеспечить стратегический альянс бизнеса и государства, необходимо, чтобы каждый предприниматель чувствовал связь между общенациональными и собственными интересами. Для этого государство должно провозгласить общие ценностные ориентиры, с которыми согласится общество. Эффективность взаимодействия достигается тогда, когда стороны готовы слушать и взаимно учитывать интересы и потребности друг друга. Нередки случаи, когда бизнес говорит, что власть его не слышит. Но при этом бизнес не принимает во внимание, например, те социальные цели и задачи, которые стоят в целом перед регионом и, в частности, перед тем муниципальным образованием, на чьей территории планируется реализация проекта. Корпоративная благотворительность и социальное партнерство - есть не что иное, как основа создания устойчивого и положительного взаимодействия бизнеса с обществом и властью.
Список используемой литературы.
Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России – ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса (Стенограмма выступления) ТПП РФ 27 мая 2009 года.
Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. (Монография) Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск. 2010
Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА.
Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |