Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Суббота, 14.06.2025, 22:20
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Экономика

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПИЦИИ

Коррупция, как ржавчина железо, разъедает любую социальную ткань. И особенно опасна она в государстве с разрушенной экономикой, с резко обозначенными социальными противоречиями и контрастами, с недееспособным правительством и дезориентированным обществом. В определённое время государство просто обязано начать работу по борьбе с этим пороком, поскольку такое явление как коррупция в конечном счёте может угрожать и самому государству.
Коррупция в настоящее время представляет достаточно серьёзную угрозу для эффективного развития российского общества, и данную проблему необходимо решать достаточно кардинальным образом.
Говоря о последствиях коррупции, нужно отметить, что они проявляются практически во всех сферах общественной жизни. И государство, где власть в большой степени коррумпирована, не может являться правовым и социальным отвечающим всем принципам демократии.
Коррупционные угрозы стали наиболее опасными и приобрели черты системной угрозы миру и безопасности человечества.
Опасность коррупции заключается в том, что она оказывает разрушительное, дестабилизирующее воздействие на все государственные институты, препятствует поступательному развитию мирового правопорядка.
Коррупция негативно влияет на верховенство закона, угрожает демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости. Кроме того, проявляется дестабилизация основных демократических институтов и моральных устоев, сложившихся в обществе.
Главная опасность коррупции заключается в том, что она способствует развитию организованной преступности. Работники органов власти в данном случае злоупотребляют своими полномочиями, работая как бы на двух работах одновременно: на официальной и в преступном сообществе.
Организованная преступность вкупе с коррупцией является очень опасным явлением в социальном государстве и его обществе, особенно в условиях зарождающихся институтов демократии.
Данная ситуация заставляет принимать комплексные меры для формирования в социуме постоянно действующей системы, ограничивающей проявление коррупции.
Для решения этой проблемы необходима разработка комплекса мер, таких как: программы по антикоррупции; разработка и принятие необходимых федеральных законов, указов и постановлений; изучение причин, форм, динамика коррупционных проявлений; широкое общественное обсуждение, пропагандистская и образовательная деятельность; осуществление международного сотрудничества.
В современных условиях коррупция обоснованно рассматривается как одна из угроз не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом.
Исследования проблемы коррупции сегодня обострились и затрагивают различные направления: правовое, управленческое, организационное, культурное и т.д.
Проблемы в изучении коррупции, и соответственно и борьбы с ней заключаются по большому счёту в том, что данное явление долгое время носит так называемый латентный (скрытый) характер: необъективная статистика; необходимость доказательства в суде наличия действий, которые носят коррупционных характер, и относящихся к преступным; запоздалая реакция общественности на неправомерные действия чиновников и т.д.
Также актуальной является оценка обществом размеров коррупции и соответственно её последствий, с использованием в том числе экспертных социологических опросов.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Для эффективного противодействия коррупции каждое государство, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает, осуществляет и проводит скоординированную политику противодействия коррупции. Как указано в преамбуле к данной Конвенции ООН, предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств.
С 2008 года в Российской Федерации стала проводиться планомерная работа по формированию нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции, отвечающая новейшим научным разработкам и современным международным требованиям прозрачности государственного управления.
Для выработки системы мер государственной политики в области противодействия коррупции Президентом Российской Федерации 19 мая 2008 г. был издан Указ № 815 «О мерах по противодействию коррупции», которым образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В целях гармонизации отечественного и международного права был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Для государственных и муниципальных служащих были установлены четкие ограничения и запреты, определена ответственность за их нарушение. Наряду с этим выработан достаточный комплекс инструментов, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционных мер.
Одним из основных принципов противодействия коррупции указана приоритетность мер предупреждения коррупции. Предупредить возникновение проблемы или устранить саму возможность ее возникновения всегда проще, чем устранять уже возникшую проблему и ее последствия. В связи с чем, важно придавать особое значение мерам по профилактике коррупции.
За последнее время значительно активизировалась деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Согласно ежегодному рейтингу государств мира, отражающему оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями, составленному компанией «Transparency International», Россия, к сожалению, занимает одну из последних строчек.
Как показывает «Индекс восприятия коррупции», рассчитанный за 2012 год, ситуация в России хуже, чем во многих африканских странах: Россия заняла 133-е место (из 176 стран) вместе с Коморскими островами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном. Рейтинги трех остальных стран БРИК выглядят намного лучше: Бразилия заняла 73-е место, Китай - 80-е, а Индия - 94-е.
В 2013 году Россия заняла 127-е место, в 2014 – 136-е.
Такие далеко не оптимистичные данные свидетельствуют о том, что в нашей стране существует «коррупционная консервация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются.
Далеко не радужная картина складывается при оценке среднего размера взяток, который значительно увеличился в последнее время. По данным Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, размер средней взятки составлял 9 тыс. руб. в 2008 году, 23 тыс. - в 2009-м, 61 тыс. - в 2010-м и 236 тыс. - в 2011-м. Иными словами, средняя взятка в 2011 году в 26 раз превысила показатель 2008 года, что во много раз превышает уровень инфляции за тот же период.
Такое состояние дел оказывает разъедающее влияние практически на все сферы социальной жизни общества: социальную сферу, экономику, политику. Последствия от коррупции не только препятствуют планомерному развитию общества, но и угрожают национальным интересам и безопасности нашей страны.
Экономические последствия от коррупции – это не только общая сумма взяток, то есть та цена которую платят физические или юридические (организации) лица коррупционерам, к которым относятся политики и чиновники. Основными последствиями являются принятые решения агентов, которые вступили в коррупционные связи. Так, например при осуществлении государственной закупки (тендер) работы (услуги) выполняет недобросовестный исполнитель. Такие потери оцениваются куда крупнее суммы взятки, которая способствовала конкурсной комиссии принять незаконное решение.
К сожалению реальные убытки от коррупционных проявлений значительно больше тех, которые получается посчитать на основании относительно небольшого числа выявленных преступлений коррупционной направленности и доведённых до суда расследований.
В сфере экономики коррупция порождает целый ряд негативных процессов и явлений:
1. Нарушается конкуренция, как основа рыночных отношений в связи с тем, что конкурентоспособность не играет роль, а в выигрыше остаётся субъект, который сумел дать взятку.
Такие тенденции способствуют снижению экономической эффективности в условиях рыночных отношений и дискредитируют сами идеи свободной конкуренции.
2.Неэффективность распределения средств государственного бюджета.
Данная проблема особенно остро встаёт при распределении средств на госзаказ, кредиты и т.п., что тормозит развитие и эффективность государственных программ.
3.Несправедливое распределение доходов, то есть ситуация при которой субъекты коррупционных отношений обогащаются за счет остальных членов общества.
4.Повышаются цены на товары и услуги народного потребления за счёт «серых расходов» в результате чего страдает потребитель.
5.Сама по себе коррупция создаёт благоприятные условия для развития оргпреступности и теневой экономики, что негативно сказывается на налоговых поступлениях в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и тормозит государственный аппарат при осуществлении своих основных направлений деятельности.
Коррупция в России – это сложная и разветвлённая структура, которая не только осуществляет запрещённую законом деятельность, но и которая задействована в интернациональных механизмах теневой экономики.
Многие организации, порождённые коррумпированными связями превратились по сути в своеобразную сетевую структуру, которая способна и профинансировать свою деятельность, а также и аккумулировать ресурсы для своего расширения, проплачивая научные исследования, которые будут направлены на создание схемы уголовной деятельности в коррупционных целях.
В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:
1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и пр.
2.Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.
3.Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:
1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.
2.Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.
3.Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.
4.Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства - диктатуре.
Социально-политические последствия коррупции не ограничиваются лишь прямыми потерями в различных сферах общественной жизни. Они довольно часто проявляются в форме создания и разрастания по всем параметрам политической напряженности или конфликтности в современном российском обществе. Безусловно, социально-политические последствия коррупции взаимообусловлены и взаимосвязаны с ее социально-экономическими последствиями.
Даже единичные факты политической коррупции, становясь достоянием гласности, ставят ��од сомнение доверие со стороны избирателей органам государственной власти и местного самоуправления, которые они выбирали. Недоверие органам государственной власти в некоторых случаях приводит к проведению массовых политических акций протеста (в виде забастовок, пикетов, блокады транспортных магистралей, железных дорог и т.п.), приносящих значительный экономический ущерб и прямые материальные потери. Оно подрывает веру населения государства или региона в социальную справедливость, создает политическую нестабильность в обществе, чреватую еще большими политическими конфликтами, а в совокупности с другими негативными факторами в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления может привести к еще большей политической напряженности. Такая напряженность в кратчайшие сроки может перерасти в стихийные вооруженные мятежи и организацию вооруженных попыток захватить власть в наиболее социально неблагополучных регионах.
Общеизвестно, что наличием в органах государственной власти и местного самоуправления политической коррупции подрывается доверие населения к действующей власти, ее органам и представителям. Поэтому любые их благие начинания в сферах экономики, управления и политики принимаются с большим недоверием и тем самым ставятся под угрозу срыва и, как следствие, снижают политическую и деловую активность, а также предпринимательскую инициативу населения, значительно уменьшают потоки иностранных инвестиций в российскую экономику. Косвенные потери политической коррупции здесь ощутимы, хотя и трудно устанавливаемы.
Акты коррупции значительно увеличивают экономические риски, повышают уровень криминализации современного общества. Кроме того, нарушаются механизмы политической конкуренции, увеличиваются материальные расходы на процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Тем самым создаются социальные предпосылки формирования органов государственной власти и местного самоуправления из числа представителей олигархических группировок, преследующих в основном личные или корпоративные корыстные интересы. А сама коррупция, развиваясь и пуская глубокие корни, в политической системе общества, постепенно изменяет (ослабляет и деградирует) социальные функции не только основных политических институтов, но и всей политической системы в ущерб общественным интересам. Как следствие – происходит разрушение политико-правовой культуры в обществе, а также подрыв доверия к еще не устоявшимся институтам демократии.
Все угрозы обществу и государству исходящие от коррупции, безусловно, не теряют свою опасность и на региональном уровне. При этом характеристики коррупционных процессов в столицах и в регионах совпадают.
То же самое касается характера и способов антикоррупционной деятельности. И в столице, и в регионах, при борьбе с коррупцией трудности и преграды в основном одинаковы. При этом, учитывая гораздо больший опыт столичных общественных структур в борьбе с коррупцией, огромное значение получает перенимание этого опыта аналогичными региональными структурами.
Победить (минимизировать) такое социально опасное явление как коррупция возможно только тогда, когда не только государственные структуры, но и все слои нашего общества осознают его повышенную опасность и необходимость активного противодействия ему.
Для формирования нетерпимого отношения общества к коррупции необходимо использовать разноплановые меры, направленные на конкретную фокус-группу «потребителей». К таким мерам можно отнести: разъяснение последствий коррупции для общества, широкое оглашение проводимых судебных процессов против коррупционеров, разъяснение санкций за коррупционные правонарушения, обеспечение прозрачности финансовых операций. Важно также сформировать негативное отношение к взяточникам в любых возможных кругах общения.
При этом следует обязательно учитывать, что пропагандистские меры ни в коем случае не должны проводиться в отрыве от реальных действий. Если в социальной сфере господствует вопиющее неравенство людей, несоответствие слов делам, в семьях процветает моральная нечистоплотность и жестокость по отношению к детям, средства массовой информации и культуры пропагандируют насилие и порнографию, воспитывают людей на идеях вседозволенности на образцах низкопробного искусства при забвении всего того, что составляет золотой фонд человеческой культуры, то это и есть воспитание безнравственности, ведущей прямой дорогой к преступности.
Источники и литература:
Смушкин А.Б., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Национальный план противодействия коррупции, утверждён Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297;
Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997;
Ю.А.Кузнецов, Ю.Р.Силинский, А.В.Хомутова Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. URL: http://law.vl.ru/law/ corrupt/chapter1.html;
Михайлов В.И. к.ю.н. доцент, Основные направления государственной политики
в области противодействия коррупции на современном этапе, 2013
Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: Монография. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004;
http://communitarian.ru/publikacii/rossiya/kratkiy_obzor_voprosov_protivodeystviya_korrupcii_v_rf_i_rt/.



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: Экономика | Добавил: Автор (05.10.2015)
Просмотров: 457 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz