Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Воскресенье, 15.06.2025, 00:28
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Экономика

Реализация принципов стратегического планирования в Российской Федерации: практическая оценка

Финансовые кризисы, которые постоянно сотрясают мировую экономику, заставляют научную экономическую мысль совершенствовать системы управления государством с целью уменьшения зависимости от системных кризисов и укрепления государственной целостности. Совершенствование системы управления в Российской Федерации направлено не только, на минимизацию кризисных явлений, но и поставленная Президентом Российской Федерации цель – вхождение в число лидеров мировой экономики. Российскую экономику делает уязвимой несколько факторов: сырьевая модель российской экономики; исторически неконкурентно низкая производительность труда; устоявшееся место в международном разделении труда – ниша на мировых сырьевых рынках; выработавшие свой ресурс основные фонды. Необходимый переход к инновационной экономике также требует создания системы стратегического планирования, что повлечет серьезную перестройку системы управления как на уровне государства, так и на региональном уровне. В настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными.
Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий в Российской Федерации, обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Стратегический план - это программа укрупненных действий для достижения поставленных целей.
На федеральном уровне в соответствии с ФЗ №115 осуществляется ежегодное прогнозирование социально-экономического развития России. Официальные нормативно-правовые документы стратегического планирования готовятся по поручению Правительства Российской Федерации на основе согласованного порядка, описанного в «Методических рекомендациях к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» учетом сценариев развития страны на соответствующий период. Эти прогнозы содержат преимущественно количественную информацию по типовому перечню агрегированных показателей, отражающих экономическое развитие страны и регионов (ВВП, выпуск продукции по отраслям, численность населения, индексы-дефляторы и т.п.). Данные прогнозы составляются максимум на три года. Разработка прогнозов на муниципальном уровне повсеместно не ведется. Как правило, прогнозы разрабатываются в крупных городах (региональных административных или индустриальных центрах), обладающих необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами. При этом используется тот же методический инструментарий и набор показателей, что и в прогнозах развития субъектов РФ.
Одним из главных проблем, выявленных при реализации нормативно-правовых актов стратегического планирования, включая … является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития социально-экономической сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимущество каждого региона. В этой связи особое значение приобретают скоординированные стратегии социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов.
Основная часть
Создание системы планирования развития началось с создания Государственного планового комитета (Госплан) при советском правительстве сразу после окончания гражданской войны. Советский Госплан вначале разрабатывал долгосрочный план развития экономики страны. Формально он был посвящен электрификации России и назывался ГОЭЛРО, но по мере его разработки авторы, помимо электрификации, исследовали проблемы долгосрочного развития важнейших отраслей народного хозяйства. План ГОЭЛРО не был директивным. Другие известные индикативные плановые разработки 20-х годов ХХ века – первый в мире межотраслевой баланс, составленный советскими статистиками с участием В.Леонтьева, а также расчеты конъюнктурного института под руководством Н.Кондратьева.
По мере решения задач восстановител��ного периода правительству требовалось принимать концептуальные решения по направлениям развития отраслей и территорий. Все экономические органы на местах и в центре были мобилизованы тогда на разработку первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». Теоретически в процессе централизованного планирования при итеративном прохождении плановых показателей «снизу вверх» и «сверху вниз» устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением, а также решается более сложная задача развития производства в соответствии с целями общества.
Во время Великой отечественной войны плановые органы накопили опыт решения крупных задач в экстремальных условиях. Благодаря этому опыту пятилетка послевоенного восстановления народного хозяйства может считаться образцом успешного применения директивного централизованного планирования. Образцовой пятилетка 1946–1950 гг. была не только потому, что страна в короткие сроки провела конверсию военной промышленности, восстановила объемы производства в гражданских отраслях, осуществила крупные проекты в ядерной промышленности, машиностроении, строительстве, а также в восстановлении потребительского рынка.
Что касается долгосрочного планирования, то после выполнения плана ГОЭЛРО, в 30-е годы предпринимались попытки разработать новые долгосрочные планы. Часть этих разработок удалось осуществить, но по большому счету ничего сопоставимого с ГОЭЛРО не было сделано, то есть долгосрочное планирование не играло существенной роли в 30-е годы. Аналогичная ситуация сложилась и в 50-е годы. Работы по долгосрочному планированию активизировались лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. в виде комплексных программ научно-технического прогресса, продовольственной программы, энергетической стратегии, программы социально-экономического развития Нечерноземной зоны и других территорий. Однако система целевых программ, покрывающих в совокупности все направления научно-технического, технологического и социально-экономического развития не была создана.
В 1990-е гг. с началом рыночных реформ созданная в ходе социалистического строительства система плановых органов была демонтирована, сам термин “планирование” исчез из официальных документов и разработок. На протяжении нескольких лет Россия не имела научно обоснованной долго- и среднесрочной перспективы экономического развития, а плановая работа на федеральном, отраслевом и региональном уровнях свелась к краткосрочному прогнозированию динамики узкого перечня обобщающих показателей.
В ходе рыночных реформ в России ранее существовавшая система отраслевого управления экономикой была демонтирована. В модифицированном виде министерская форма управления распространялась лишь на сильно интегрированные отрасли экономики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции выполняли не сами министерства, а подведомственные им агентства. Лишь в конце 90-х годов повысился интерес к разработке и реализации промышленной политики на перспективу, учитывающей по отраслям (кластерам) потенциал ожидаемого экономического роста, включая возможный мультипликативный эффект. Таким эффектом и значительным потенциалом собственного роста обладали транспорт, строительное производство, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, авиационная промышленность, отчасти деревообработка, производство пластмасс. Изменилась структура исполнительной власти, объединяющая теперь три типа государственных органов – министерства, службы и агентства. Функции планирования возглавило Министерство экономического развития и торговли.
С середины 2000-х годов начался поворот к стратегическому управлению на основе реализации крупных национальных проектов, обеспеченных бюджетными ресурсами. Помимо национальных проектов элементы планирования сегодня реализуются на региональном уровне (области, края, республики) в виде областных целевых программ. Старый механизм управления экономикой сменился на региональный (на уровне государства) и корпоративный (на уровне регионов). Это означает, что федеральные власти предоставили субъектам РФ возможность самостоятельно управлять своим социально-экономическим развитием. В то же время региональные органы власти не всегда располагали действенными рычагами влияния на экономику региона, поскольку крупные промышленные и агропромышленные предприятия, кредитные и финансовые организации находились в собственности российских и зарубежных корпораций. Постепенно стали реанимироваться уже известные инструменты планирования: программы (прогнозы), стратегии социально-экономического развития РФ и ее субъектов, схемы территориального планирования на региональном и местном уровнях, а также внедряться новые – целевое бюджетное планирование и скользящий трехлетний бюджет.
Сегодня одновременно с проработкой стратегических направлений планирования ведется разработка схем территориального планирования. Эти документы стали обязательным компонентом системы управления во всех звеньях – от муниципальных образований до общегосударственного уровня – с введением в действие нового Градостроительного кодекса РФ в январе 2010 года. Обычно такие схемы включают карты планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельхозназначения и сельхозугодий, планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Теоретические дискуссии о том, какой должна быть новая система планирования, ведутся уже давно.
В нашей стране более 15 лет не утихают споры сторонников двух принципиально отличающихся подходов к оценке роли стратегического планирования в современной теории и практике государственного управления в России. Одна школа, опираясь на западную практику, взяв за основу инструменты корпоративного управления, акцентирует внимание на прогнозном характере процесса планирования. Вторая школа восходит к традициям советского планирования и ставит во главу угла индикативность, согласованность стратегических документов федерального и регионального уровней на основе баланса интересов, нормативную закрепленность решений. Вместе с тем в настоящее время ведущие мировые эксперты признают в качестве главного урока кризиса для национальных правительств усиление государственного планирования и госрегулирования экономики.
Наглядным примером эффективности мер государственного стратегического планирования и регулирования экономики, объединяющим планово-регулирующие методы с рыночными реформами, может служить динамика индекса объема промышленной продукции в странах СНГ. В вопросах планирования лидируют Республика Казахстан и Республика Беларусь, являющиеся первыми странами на постсоветском пространстве, избравшими планирование, альтернативное кризису и хаотичности рыночной экономики, что позволяет им менее болезненно преодолевать кризисные явления последних лет. Очевидно, что основной причиной всех существующих кризисов сегодня является несбалансированность мировой экономики. Россия имеет колоссальный практический опыт государственного и регионального планирования. Научная школа по глубине проработки, пониманию социально-экономических процессов в формировании экономики страны не имеет равных аналогов в мире. Подобную фундаментальную научную базу в части стратегического планирования после СССР не сформировала ни одна страна.
Сегодня одна из основных ошибок в управлении государством состоит в том, что с переходом к рыночной экономике не были учтены все те наработки, которые существовали в системе государственного планирования. На современном этапе копирование опыта Госплана является в целом невозможным и ненужным. Однако необходимо использовать существующие методы (балансовый метод, теория оптимального функционирования экономики, планирование на основе социально-экономической политики и др.) и принципы, которые базировались на товарно-денежных, рыночных отношениях при сильном государственном управлении экономикой.
Для устранения кризисов в современных условиях система государственного стратегического планирования должна строиться на принципах конституционности, координации стратегических планов, системности, непрерывности, комплексности, целенаправленности, приоритетности, оптимальности, сбалансированности, пропорциональности, социальной ориентации, учетов интересов бизнеса, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
Стратегическое планирование - это процесс определения целей организации и направлений действий для их осуществления. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Правовые основания, регламентирующие некоторые принципиальные аспекты (цели, содержание и порядок применения), установлены специальными федеральными законами. Так, прогнозы и программы введены ФЗ №115 «О государственном прогнозировании и программы социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., ФЗ №160 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. и ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. Стратегии развития РФ и ее субъектов пока регламентируются Указом Президента РФ №536 от 12 мая 2009 г. «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Указ и ФЗ-172 являются ключевыми методологическими документами для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне. В нем определены основные принципы, цели и задачи стратегического планирования, структура и основные механизмы планирования. Установленная Указом система стратегического планирования предусматривает закрепление стратегических целей развития РФ в следующих базовых документах: Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной в мае 2009 г., Концепции долгосрочной социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Военной доктрине, Морской доктрине и Концепции внешней политики. В проекте закона о государственном стратегическом планировании определены правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития страны, определены основные понятия, структура и функции системы государственного планирования, полномочия федерации и ее субъектов в сфере государственного стратегического планирования.
В соответствии с данными документами была разработана Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г., а ее первый вариант был утвержден в конце 2008 г. Стратегические цели, заявленные в Концепции долгосрочного развития до 2020 г., остаются неизменными. Это – повышение качества жизни, перевод экономики на инновационные рельсы, формирование эффективных рыночных и государственных институтов. В тоже время отмечается, что необходима новая модель экономического роста, обеспечивающая конкурентоспособность страны, новые решения в экономической, социальной, бюджетной политики – модель стимулирования предложения, а не спроса.
Программно-целевые механизмы и стратегическое управление внедрены в деятельность всех государственных структур. Разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., ряд отраслевых стратегий (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и др.). На систематической основе ведется работа по разработке и презентации в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации.
Несмотря на выстроенную структуру стратегических документов, все они были разработаны до экономического кризиса 2008-2009 годов. Поэтому в последние годы среди документов «верхнего уровня» стратегического планирования первостепенную роль стали играть указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, представляющие собой систему поручений Президента РФ Правительству РФ по наиболее важным направлениям развития страны с обозначением конкретных мер и целевых (количественных) ориентиров на среднесрочный и долгосрочный период, включая:
демографическую политику;
внешнюю политику;
военную службу;
межнациональные отношения;
систему государственного управления;
систему жилищно-коммунальных услуг;
образование и науку;
здравоохранение;
социальную политику;
государственную экономическую политику.
Положения Указов являются основанием для корректировки других действующих стратегических документов.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации – документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.
Ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности исполнения функций и полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей.
Нормы применения названных инструментов содержатся в ряде других законодательных актов. Так, ряд статей Бюджетного кодекса РФ посвящен прогнозам социально-экономического развития территорий и их финансовым планам, регламентация вопросов территориального планирования осуществляется федеральными подзаконными актами в виде правительственных постановлений и ведомственных приказов. В июле 2011 г. было принято постановление Правительства РФ №629 «О Правительственной комиссии по территориальному планированию в Российской Федерации», в котором определены основные положения и задачи образованной комиссии, как координация и обеспечение согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления при подготовке и реализации документов территориального планирования РФ в целях устойчивого развития территории РФ.
. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики органами законодательной и исполнительной власти. Эти проектировки органически увязываются с разработкой проекта федерального бюджета.
Однако, в нормативно-правовой документах не были сформулированы определения понятий долгосрочного, перспективного, стратегического и индикативного планирования, не были прописаны назначение и формы различных видов прогнозов, программ и планов, не был рассмотрен вопрос согласования государственного и фирменного планирования. Серьезными проблемами в плановой практике обернулась недостаточная проработка вопроса взаимосвязи и координации государственных программ. Основным инструментом координации стало регулирование текущих бюджетных расходов и инвестиций, осуществляемых за счет средств государства. Между тем необходимость осуществления масштабных структурных сдвигов предполагает сбалансированность программ не только по ресурсам, но и с позиции ожидаемых организационных и институциональных изменений и их согласованности относительно преобладающих стратегий поведения существующих экономических субъектов.
Как отмечает большинство специалистов-практиков, основной недостаток современного планирования – это отсутствие единой системы макроэкономического планирования, которая базировалась бы на универсальной методологии стратегического планирования и в которой все виды планирования были бы увязаны друг с другом. Более того, функционирование такой системы пока не подкреплено законодательными и нормативно-правовыми актами. Как уже отмечалось, пока не принят единый закон о стратегическом планировании и не определена его взаимосвязь с Бюджетным кодексом РФ, регламентирующим финансирование социально-экономического развития субъектов федерации всех уровней. Отсутствие четко выстроенной вертикали «Стратегия – план реализации стратегии – ведомственные целевые программы» приводит к существенным просчетам при реализации программ и неэффективным тратам финансовых ресурсов.
В современных российских условиях при наличии разрозненных документов планирования, несвязанных с бюджетным процессом, имеются возможность и необходимость выстраивания системы государственного стратегического планирования, опирающейся на современную нормативно-правовую базу.
В целях реализации комплексной системы государственного стратегического планирования на основе анализа существующих проблем должна реализовываться следующая модель.
На федеральном уровне основой для определения стратег��ческих целей и приоритетов социально-экономического развития страны является ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, а также указы Президента, раскрывающие суть послания. Раз в шесть лет разрабатываются Стратегия социально-экономического развития страны и Стратегия обеспечения национальной безопасности России.
Эти документы разрабатываются на основе стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатывается на 12 и более лет), долгосрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза научно-технологического развития страны (разрабатываются каждые 6 лет на период 12 и более лет), бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно).
На основе указанных выше стратегий разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования. К ним отнесены: межотраслевые стратегии и генеральных схемы (они обязательны для тех сфер, где действуют естественные монополии – топливно-энергетического и транспортного комплексов), отраслевые стратегии и стратегии отдельных сфер социально-экономического развития.
Систему стратегического планирования федерального уровня дополняют программные документы: Основные направления деятельности Правительства РФ (на шесть лет), государственные программы РФ (период их действия определяется Правительством РФ), государственная программа вооружения РФ и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти (на шесть лет).На федеральном уровне должны разрабатываться: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; долгосрочные отраслевые планы стратегического развития; долгосрочные планы регионального планирования (стратегии федеральных округов); схемы территориального планирования Российской Федерации; программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Процедура согласования таких документов должна происходить как на федеральном , так и на региональном уровнях власти. На региональном уровне должны разрабатываться: стратегии социально-экономического развития субъектов РФ; схемы территориального планирования субъектов РФ; программы экономического и социального развития субъектов РФ на среднесрочный период; иные документы, соответствующие требованиям, установленным российским законодательством к документам стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Региональные документы должны разрабатываться на основе принимаемых на федеральном уровне: Стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны , стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы. Документы должны согласовываться с муниципальными образованиями.
Стратегические документы могут быть утверждены только при наличии финансового (бюджетного и внебюджетного) обеспечения. Мероприятия, предусматриваемые стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы, должны быть увязаны с приоритетными направлениями развития каждой территории. В этой связи одной из важных задач стратегического планирования является наличие регионального среза в стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы, которые должны быть ориентированы на учет региональных особенностей.
В части согласования индикаторов, определенных в документах регионального и отраслевого планирования, необходимо, чтобы отраслевые стратегии содержали региональный раздел с индикаторами в региональном разрезе. Также необходимо, чтобы индикаторы развития территории, отражаемые в территориальных стратегиях, соответствовали индикаторам развития отрасли на данной территории. Наличие регионального среза во всех стратегических документах означает введение четкой региональной и местной привязки всех планируемых программных мероприятий. Это обеспечит согласование стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы с документами стратегического планирования развития регионов. Стратегии отраслей экономики и социальной сферы на долгосрочный период должны использоваться для разработки схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программных документов субъектов естественных монополий.
К краткосрочным документам системы государственного планирования относится годовой отчет о результатах и ходе исполнения программы социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период – документ, который должен содержать анализ результатов исполнения программы социально-экономического развития субъекта РФ в среднесрочном периоде, а также информацию об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ. Сегодня невозможно представить комплексную систему стратегического планирования государства в виде реестра документов планирования.
В этой связи реализация представленной комплексной системы стратегического планирования развития государства в условиях непрерывно меняющейся динамики экономики и ее показателей (включая прогнозные показатели и их реализацию) невозможна без фундаментального математического аппарата для реализации комплекса задач, связанных с системным подходом к государственному планированию и пространственному развитию Российской Федерации, моделированию экономики, балансом множества постоянно меняющихся факторов, реализации принципа непрерывного индикативного планирования.
В Федеральном законе № 172-ФЗ стратегическому планированию на муниципальном уровне посвящена гл. 11, но состоит она лишь из одной ст. 39, где говорится о том, что документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации такой стратегии. Существует значительная проблема – недостаточный уровень компетентности органов местного самоуправления в части разработки, корректировки и мониторинга документов стратегического планирования.
Сейчас особую актуальность для стратегического планирования приобретает риск-менеджмент, включающий в том числе способность прогнозировать риски и мероприятия по их нивелированию. Однако 37 субъектов Российской Федерации не рассматривают в своих стратегических документах риски развития региона.
Заключение
Изучение опыта планирования развитых стран позволяет говорить о том, что их долгосрочные стратегии и планы развития - это результат качественных и количественных методов анализа и прогнозирования. Эффективное функционирование системы стратегического планирования и управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям. Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
А.Амосов. Эволюция экономического планирования// Промышленные ведомости, №14-16, 2002
А.Швецов. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения// Российский экономический журнал, №1-2, 2009.
Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. М., Экономика, 2008.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.- www.intelros.ru.
С.Глазьев. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ// www.apn.ru/publications.
С.Логвинов, С.Димов, Е.Павлова. Стратегическое макропланирование в современной России: поиск путей решения проблемы// Экономические науки, №1 (62), 2010.
А.Амосов. О неоиндустриальном сценарии в концепции развития до 2020 г.// Экономист №6, 2011.
Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. - www.2020strategy.ru.
Территориальное планирование с учетом инфраструктурных связей. - www.conon.ru/g/p/5663.php.
П.В.Магданов, В.Ю.Падей. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона// Экономическая политика и управление экономическим развитием, 2011. - http://ars-administrandi.com/artical.
Аналитический доклад «Анализ систем стратегического планирования и прогнозирования Республики Беларусь, Республики Казахстан И Российской Федерации»
«Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации» АВТОРЕФЕРАТ, Москва, 2012



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: Экономика | Добавил: Автор (17.10.2015)
Просмотров: 1018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz