Педагогическое исследование строится на базе марксистско-ленинской методологии, которая определяет исходные мировоззренческие позиции, стратегию подхода к исследованию, выбор методов и интерпретацию его результатов. Марксистско-ленинская методология требует руководствоваться в исследовании задачами практики, требует анализа ее развития со вскрытием и всесторонним рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязей, взаимозависимостей явлений, объективного подхода и анализа их, что помогает рассматривать педагогические явления конкретно-исторически, видеть их закономерности и особенности.
Цель педагогического исследования — раскрытие закономерностей педагогического явления, установление реальных противоречий процессов воспитания, обучения и развития и отражение их в теоретических положениях. Раскрытие закономерностей может осуществляться на различных уровнях. Советскими учеными установлены три уровня исследования: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Эмпирический уровень исследования связан со сбором фактического материала, подробным описанием фактов, обнаружением объективных связей, всесторонним изучением исследуемых явлений. Исследование на эмпирическом уровне является полноценным научным исследованием и представляет собой базу и основное, содержание педагогики. Исследование на эмпирическом уровне требует высокой квалификации, большой пытливости и изобретательности ученого и базируется на системе анализа действительности, направленного на возможно более точное описание педагогического явления во всем его многообразии.
Теоретический уровень исследования опирается также на определенный способ анализа, систематизации, направленных на проникновение в сущность изучаемых явлений. Педагогика, поднявшись на теоретический уровень, приобретает новые возможности предвидения и познания закономерностей воспитания, благодаря чему она может опережать наблюдения, опыты, эксперименты. Исследование на теоретическом уровне призвано решать наиболее важные, принципиальные проблемы педагогики и разрабатывать новые системы воспитания, образования, обучения. Исследование теоретического уровня — сложный, своеобразный скачок в познании, в процессе которого происходит обобщение огромного научного материала, накопленного путем наблюдений, опытов, экспериментов, логической обработки эмпирических данных в качественном и количественном аспектах; образование научных понятий.
Исследования метатеоретического уровня изучают сами теории и разрабатывают пути их построения и совершенствования. Тот или иной уровень исследований требует адекватных ему методов, средств, условий. В проведении исследования любого уровня важнейшее место занимает его организация и планирование. Педагогические исследования складываются, как правило, из ряда этапов.
I этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение истории и теории вопроса в соответствии с целью, изучение педагогического опыта позволяют построить гипотезу и определить задачи исследования.
II этап. Проверка гипотезы (на основе накопления фактов и знаний по изучаемой проблеме) осуществляется через констатирующие, формирующие и контрольные ступени (срезы) исследования.
III этап. Теоретические выводы на основе обработки и осмысления полученных фактов и новых знаний.
IV этап. Оформление результатов научного исследования.
V этап. Внедрение результатов исследования в практику.
На первом этапе выдвигается проблема исследования. Ее исходным началом может быть: а) непосредственная потребность практики, б) запросы общества и перспективные задачи в области воспитания нового человека, в) внутренняя логика развития педагогических теорий в целом и ее отдельных частей, г) анализ неисследованных областей педагогического процесса в теории педагогики. Проблема выражает в теоретической форме противоречие, создавшееся в науке и соответствующей ей сфере жизни, в практической деятельности.
Гипотеза — это научное предположение, помогающее выявлять на каждом этапе работы направленность и рамки научного поиска. Она предвидит процесс исследования и его выводы. Признаки хорошей гипотезы — адекватность ответа поставленному вопросу или соответствие выводов посылкам, доступность проверке. Вслед за постановкой гипотезы разрабатываются конкретные задачи исследования, определяются условия, способы, исходные данные и средства решения задач, намечаются методы исследования.
В педагогических исследованиях используются как содержательные, так и формализованные способы изучения педагогических явлений. Содержательный способ исследования предполагает тщательный сбор фактов и их качественный анализ, на основе которого делаются выводы о причинно-следственных зависимостях в структуре педагогических явлений. Формализованный способ исследования предполагает не только качественный, но и количественный анализ фактов. Он позволяет перевести исследуемое явление на язык чисел, графиков, схем, формул, упрощает характер оперирования научными понятиями. Успех исследования обеспечивается единством использования содержательного и формализованного способов анализа.
Второй этап исследования направлен на решение поставленных задач, проверку гипотезы. Здесь важным является целенаправленный сбор фактов, нахождение критериев, с помощью которых можно будет их оценить. Этому предшествует разработка методов, адекватных предмету и задачам исследования, а также возрасту детей. Здесь применяется констатирующая, формирующая и контрольная ступень исследования. Констатирующая ступень проводится с целью изучения наличного состояния педагогического явления до активного вмешательства в него исследователя. Этой ступени соответствуют обычно и определенные методы: опрос, интервью, социометрия, наблюдение, лабораторный эксперимент, изучение педагогического опыта и т. д.
На втором этапе исследования ведущая роль принадлежит формирующему эксперименту (формирующей ступени), который опирается на выводы констатирующего эксперимента и позволяет преднамеренно вносить в педагогический процесс требуемые изменения, делать видимой и контролируемой связь выделенного элемента с другим, относительно точно учитывать полученные результаты. Контрольная ступень позволяет выявить продвижение в развитии, эффективность изучаемых способов педагогического воздействия. Обычно здесь используются наблюдение, лабораторный эксперимент, беседа, изучение продуктов детской деятельности и другие методы.
Третий этап — теоретическое осмысление полученных данных и оформление результатов научного педагогического исследования. На этом этапе производятся обработка фактов, их анализ, систематизация, на основе которых проводится обобщение, установление закономерностей. Результаты исследования позволяют определить степень решения задач, подтвердить или отвергнуть гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то она принимает характер нового знания. Если же отвергается, то выдвигается новая гипотеза, которая требует дальнейшего исследования.
Четвертый этап — оформление результатов научного исследования. Они излагаются в определенной логике: обоснование актуальности проблемы исследования, выбора предмета изучения, гипотезы, задач и методики исследования, описание процесса исследования, анализ его результатов, формулирование выводов.
Завершающий этап исследования — применение его результатов. Исследование считается законченным тогда, когда его результаты находят применение в пртктике и теории.
Все этапы исследования тесно между собой связаны, каждый последующий опирается и разрабатывается на базе предыдущего. Каждому из них соответствует определенная группа методов.
Источник: http://www.unique-material.com/#!--/c4it |