Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Суббота, 14.06.2025, 09:17
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Манипуляция массовым сознанием общества

Манипуляция массовым сознанием ( или же «манипуляция общественным мнением») - способ управления людьми, способ контроля их поведения, при создании. Это воздействие направлено на психические структуры людей, наступает скрытно, его задачей является изменение мнений, побуждений и целей общества в нужном некоторой группе людей направлении. К сожалению, у большинства людей понятие «манипулирование сознанием» вызывает представление о гипнозе, психотропных средствах или о фантастических устройствах, но это не совсем как раз таки правильное представление о всем об этом. И в средствах массовой информации, и в обычных разговорах нередко употребляется выражение «промывании мозгов», или о тотальном контроле над сознанием людей. Но для манипуляции не требуется всех перечисленных усилий и способов, требуется лишь правильная и грамотно поставленная реклама.
Немецкий социолог Г. Франке под манипуляцией понимает «своего рода психическое воздействие, которое производится тайно...». Примером тому может служить реклама. Реклама, по его мнению, в действительности лишена той безобидности, которую за ней признают. «...Обнаруживается, что от льстивого, просящего и требующего голоса рекламы исходит мягкое, спокойное давление, давление, которое бывает тем действеннее, чем оно менее ощутимо. Оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, что желают другие, но заставляет его хотеть это сделать!». Другой философ Г. Шишков пишет, что феномен управляемого омассовления (термин, идентичный по содержанию с «манипуляцией») представляет собой «общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру». А профессор Элвайн определил это понятие следующим образом: «Управление человеком, осуществляемое или в результате так называемого принуждения вещей, или вследствие организованных классовых интересов, или в результате соответствующей экономической структуры. Духовное управление человеком, обусловленное воздействием иррациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике - обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести».
Как сказал известный французский кутюрье Ив Сен Лоран: «У женщин есть только одно желание - быть желанной». На этом «откровении» строится большинство западной рекламы товаров не только для женщин, но и для мужчин. Также есть позиционирование, стратегия преимущества, - выгодным образом выделить торговую марку среди конкурентов. Часто для этого используются явные или скрытые сравнения. Реклама должна пестрить словами: лучший, уникальный, новый и т.д.
Манипулировать потребителем способна любая реклама. При этом не важно, где она располагается и какие сведения предоставляет. Умеет реклама манипулировать не каждым потребителем. Для этого при ее создании рекламодатель очерчивает радиус интересной для него аудитории. Именно с ней и начинается манипуляторская работа рекламы. Особенно хорошо у рекламы получается манипулировать детьми. Видя яркие картинки или «сладкие» обещания, дети непременно начнут требовать это у родителей. Так реклама, управляя детскими желаниями, добирается со своими манипуляциями и до взрослых. Так действует именно телереклам.
Вводимый образ связывается с таким уже существующим в сознании положительно окрашенным образом. Для потребителя реальная связь значения не имеет. Более того, реальные связи заменяются на фиктивные простым совмещением изображений. Например, цветущие здоровые люди на рекламе табака, алкоголя и пива прямо противоречат реальным последствиям курения и алкоголизма. Замена реальных связей фиктивными проявляется и в том, что более половины сцен насилия показывают, как не приносящие боли. Искажение реальных связей полностью деформирует внутренний мир человека.
Внедряя какой-либо образ, например новые сигареты, связывают образ пачки сигарет с красивым полуобнаженным женским телом, с какой-нибудь знаменитостью или с красивым пейзажем. Усиливают воздействие музыкальной мелодией и рекламными словами. Яркость и громкость, различные ассоциации также усиливают действие на потребителя. Далее нужно только многократное повторение этой рекламной поделки и ей подобных, что определяется количеством купленного рекламного времени и купленных каналов доступа к сознанию. Таким путем можно внести в сознание что угодно.
По сути, манипуляции соизмерима с действием. Проводится манипулирование определенными людьми по заказу субъекта. Его цель натолкнуть на выводы или сформировать рефлексы у таких же разумных людей. Практически любой человек предрасположен к манипуляции. Своими словами или действиями он показывает пример. Но все это происходит совершенно бессознательно. Наиболее опасной считается сознательная манипуляция. В этом варианте перед манипулятором вырисовываются конкретные цели.
Все способы манипуляции и обмана связаны с одними и теми же вещами. С базовыми человеческими потребностями, которые составляют пирамиду Маслоу и ее вариации, это, кстати, связано в наименьшей степени. Еда, вода, сон, любовь - это очень важно, но уж больно примитивно.
В нынешнем обществе давно уже на передний план вышли совсем другие потребности. Человеку, которое суть животное общественное, бесконечно важно удовлетворение нужд другого порядка: быть любимым и быть крутым, что бы последнее ни значило.
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
1. Использование внушения.
2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
4. Метод под названием «нужны трупы».
5. Метод «страшилок».
6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
7. Метод фрагментации.
8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
9. Создание лжесобытий, мистификация.
Говоря о генезисе манипулирования сознанием и поведением людей, исследователи зачастую придерживаются различных взглядов. Одни утверждают, что манипулирование так же старо, как и сам человек, что оно является выражением инстинктивной потребности человека в стабильности окружающего мира и вытекающего из нее стремления все объяснять из самого себя. Примером этого якобы является магия первобытных культур, колдовство средневековья и т.п.
Другие авторы, в частности X. Ортега-и-Гассет, выводят феномен "манипулирования" из фатальной необходимости духовной диктатуры во все эпохи истории. "Большинство людей, - заявляет он, - не имеет мнения". Хосе Ортега-и-Гассет (9 мая 1883, Мадрид - 18 октября 1955) - испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа. Народ, по Ортега-и-Гассету, не обладает теоретическим пониманием бытия вещей, ему присущи только оценочные суждения. Народ никогда не имел идей о чем-нибудь, а лишь веру, эмпирический опыт, предания, поговорки. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает народу принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Но без мнения человеческое общество было бы хаосом, даже более - "историческим ничто". Поэтому мнения "следует втиснуть в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину". Это навязывание общественного мнения облегчается, по Ортега-и-Гассету, тем, что массе в целом присущи врожденная психическая функция подражания, инстинкт послушания и стремление к некоторому образцу. Конечно, признает он, это навязанное общественное мнение - насилие, благодаря которому в человеческом обществе возникает господство. Но без духовной власти, без кого-нибудь, кто повелевает, без манипулирования мнением и людьми в обществе водворилась бы анархия, которая привела бы к его распаду. Тем более манипуляция необходима в современную эпоху, когда масса претендует на руководство обществом, не имея на это соответствующих способностей. Современный "массовый человек" не умеет мыслить, заявляет Ортега-и-Гассет. Поэтому формирование общественного мнения, - делает он вывод, - является всеобщим законом тяготения политической истории.
Однако большинство авторов считает манипулирование явлением, присущим только нашему времени. "Лозунг манипуляции человеком является одним из проявлений недоверия к образу жизни нашего времени", — утверждает Г. Франке. Герберт Вернер Франке (родился14 мая 1927 года) - известнейший немецкоязычный писатель-фантаст. Современное общество очень сложно. Чтобы правильно приспособиться к окружающей действительности, человек должен выяснить многочисленные и сложные общественные связи. Но любое подобное выяснение, по мнению идеологов, есть уже манипуляция, так как оно обусловлено произвольным выбором среди имеющихся данных, служащих образованию мнения. К. Шмидт, один из немецких теоретиков, считает, что в современном мире манипуляция неизбежна потому, что в обществе "имеются различные сферы интересов и различные мнения, основанные на гипотезах и предрассудках, которые в конце концов невозможно непротиворечиво доказать". Манипуляция, по К. Шмидту, присуща в равной мере "всем сферам интересов. Народ, поскольку его интересы основаны на гипотезах и предрассудках, также манипулирует монополиями, как и они народом".
Большинство из тех авторов, кто рассматривает духовное манипулирование в качестве неизбежного явления нашего времени, обычно выводит его из природы современного "массового общества". В этом отношении весьма типичны рассуждения Г. Шишкова в его книге "Управляемое омассовление". Становление "массового общества", процесс омассовления, начавшийся в XIX в. с развитием индустриализации, достигает, по его мнению, своего апогея в условиях современного технического века. Господство техники, охватившее все сферы общественной жизни, привело к возникновению массы постоянно существующей. А в такой массе любой индивидуум окончательно утрачивает свою способность к рациональному мышлению, действует неосознанно, подчиняясь только своим низменным инстинктам. В этих условиях, утверждает Г. Шишков, потребность в манипулировании, в "преднамеренном управлении социальными процессами" становится еще более неизбежной; манипулирование необходимо теперь в целях "подавления массовой души и ее диких порывов". При этом, по мнению Г. Шишкова, современная масса "безлично живущих людей" является самым благодатным материалом для манипулирования ею, ибо в массе, потерявшей способность к критическому мышлению, человек легко поддается различным внушениям и верит всему, что распространяют манипуляторы. "Отупленные, некомпетентные люди желают как раз того, чего хочет общественное мнение", кажущееся им мнением массы как целого, которое формирует вкусы относительно всякого рода вещей и мероприятий таким образом, чтобы это могло казаться собственным выбором и решением.
Современные средства массовых коммуникаций, считает Шишков, дают господствующему классу мощное оружие подобного воздействия. С помощью их стало возможным одновременное влияние на людей, которые даже не соприкасаются друг с другом. Кроме того, для управления массой сейчас вовсе нет необходимости в вожаках, в "предводителе на улице". Средства массовых коммуникаций незаметно, тайно выполняют эту роль, и в этом их решающее преимущество перед "вождями". "Когда появились радио и телевидение, техника управляемого омассовления достигла триумфа", - заявляет Г. Шишков. Как только "большая или маленькая группа людей окажется захваченной внушающей силой слов, картин, образов, распространяемых массовыми медиумами, - продолжает он, - в ней уменьшатся индивидуальные умственные способности и начнется сближение и унификация интересов, чувств, аффектов и способов суждений". Тем не менее, повторяет он, подобная нивелировка все же лучше, чем классические пороки "массовой души". "Умно организованное, управляемое омассовление легко предотвращает естественные массовые вспышки".
Отгородиться от манипуляций крайне сложно. Для этого придется закрыть для себя всю информацию. Или же научится игнорировать сведения, навязанные хорошо проработанной рекламой.



Источник: http://www.unique-material.com/#!--/c4it
Категория: Психология и педагогика | Добавил: Автор (24.09.2015)
Просмотров: 714 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz