Настало время уделить этому стратегическому компоненту тестовой компетенции больше внимания.
Структура тестовой стратегии может быть представлена следующим образом:
Стратегии до тестирования Стратегии во время тестирования Стратегии после тестирования
Анализ прошлых тестовых испытаний
Организованные действия
Констатация результата
Подготовка к тестовым заданиям
Распознавание формата тестирования Оценивание результата
Повторение предметных знаний
Демонстрация практических знаний Классификация ошибок
Учет предыдущего опыта тестирования
Использование вторичных подсказок Ликвидация пробелов в знаниях
Прогнозирование Коррекционные Повторное
вероятных результатов действия самотестирование
Необходимо пояснить здесь, что стратегии до тестового этапа, во время работы с тестом и после него являются единым, не членимым целым, тесно связны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Большое значение во время подготовки к тестированию имеет анализ предыдущих тестов. Целью этого до текстового этапа является выявить и вспомнить все возможные тестовые задания, с которыми обучающийся уже сталкивался ранее, проанализировать трудности, которые они вызывали и обозначить план действия для подготовки к тексту.
Под подготовкой к тестовым заданиям понимается целенаправленная тренировка на выполнение теста определенного формата (например, дискриминация ответов «верно - неверно»), преодоление трудностей исполнительного формата (например, концентрация внимания на деталях в процессе аудирования), ревизия имеющихся пробелов в предметных знаниях (например, фразовых глаголов, устойчивых выражений).
Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка к тестированию является отдельным видом учебной деятельности и включает себя следующие действия:
• повторение предметных знаний;
• учет предыдущего опыта тестирования;
• прогнозирование вероятных результатов;
Реализация первых 2-ух задач предполагает наличие у учащихся уже сделанных и проанализированных тестов в так называемом личном «учебно-тестовом портфеле».
Чем же является «учебно-тестовый портфель? Данная форма подразумевает хранение сделанных заданий, материалов, используемых для анализа, а так же базу для педагогического суждения об учебных достижениях учеников. Учебно-тестовый портфель стал закономерным продолжением существовавшим раньше методов сбора продуктов учебной деятельности. Предшественниками портфеля можно считать тетради для контрольных работ, личные папки с доп. исследованиями и тестами, самостоятельные проекты (включая темы) и др.
Учебно-тестовый портфель является еще одним педагогическим инстркментов, который играет роль вспомогательного и дополняет языковой портфель учеников.
«Языковой портфель» [11] – официальный комплексный документ, включающий следующие обязательные компоненты: «языковой паспорт» с характеристикой учебных достижений владельца, «языковую биографию» с описанием основных этапов овладения иностранным языком, а также «языковое досье» с выборкой работ владельца.
Следует отметить, что языковой портфель в том виде, в котором мы знакомы с ним и здесь описываем, явление, характерное только для тех случаев, когда изучаемый язык не является родным. Поэтому, к примеру, в Англии и других странах, где преподавание ведется на английском, языковые портфели ведутся преподавателями, а не учениками. В этих портфелях фиксируются результаты срезов, экзаменационных испытаний по итогам года или уровня, записываются результаты тестирований по разделам и навыкам и общий балл. Общий балл традиционно выставляется независимой экспертной организацией/центром, которая имеет специальные сертификаты на осуществление этой деятельности.
Главной целью учебно-тестового портфеля является отражение динамики качества знаний, навыков и умений в течение определенного периода времени, служить материалом для осмысления своих учебных показателей, средством для более полной самореализации личности в ходе учебного хода и стимулирования ее развития.
В учебно-тестовый портфель можно включить следующее:
• задания стандартизированного тестирования (тесты УМК);
• задания учебно-тренировочного характера (по выбору преподавателя);
• творческие проектные задания (по выбору учащихся);
• задания учебно-тренировочного характера (по выбору учащихся);
• самостоятельно выполненные тестовые задания.
Ведение учебно-тестового портфеля имеет множество достоинств, одним из которых является самооценка учеников, которые сами организуют собственный учебный процесс. Именно оценка, которые ученики дают себе сами в ходе учебной деятельности, и превращает тестирование в учение.
Довольно богатый опыт, которым обладают учителя и методисты в области проведения и составления тестов, выявил, что есть определенный порядок организационных действий, выполнение которых в той или иной степени гарантирует успех:
1) понимание задания, выполнение каких действий требуется от тестируемого;
2) градирование заданий по степени сложности;
3) предварительное выполнение заданий на черновиках;
4) распределение имеющегося времени.
Учащиеся часто недооценивают важность и необходимость правильного понимания формулировки задания. Существует ряд примеров, когда учащимися допускались ошибки не по незнанию верного ответа, а по его невнимательности при прочтении задания или из-за неправильной интерпретации задания. При его чтении часто пропускается отрицательная частица “not”, как, напрмер, в задании: Find statements which are not true and tick them. Учащиеся, не раздумывая, отмечают верные предложения, соответствующие содержанию утверждения, и автоматически теряют балл задание.
Градирование заданий по степени сложности носит сугубо индивидуальный характер, и это естественно. У каждого ученика свой уровень владения языком, свои сильные и слабые стороны. Впрочем, практика показывает, что всегда лучше начинать с легких заданий.
Распределение имеющегося времени также относится к организационным стратегиям. Важность формирования такой привычки у учащихся возрастет в связи с необходимостью уложиться в предоставленное время при выполнении заданий ЕГЭ.
Самой же важной стратегией по мнению множества исследователей, и в этом трудно с ними не согласиться, является стратегия распознавания формата теста. В своем учебно – текстовом портфеле ученики должны собрать как можно больше существующих форматов тестов, а предпочтительнее всего –все:
• различение верных и неверных суждений (true – false discrimination);
• множественный выбор (multiple choice);
• поиск парных соответствий (matching);
• выстраивание логической последовательности (sequencing);
• заполнение пропусков в связном тексте (close procedure);
• исправление ошибок (editing);
• изменение предложения с заданным словом (sentence rewriting);
• перенос информации из графической формы в текстовую (information transfer).
Такой навык распознавания тестового задания явяляется важным прежде всего потому, что формат задания есть одновременно и способ его выполнения.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что тестовая компетенция
тестовая компетенция формируется на всех этапах ученой деятельности обучающегося при выполнении как стандартизованных, так и приготовленных учителем к уроку тестов. Очень важно разнообразить их формат, чтобы ученик имел как можно больший опыт в их выполнении заданий разных форматов.
Источник: http://www.unique-material.com/#!--/c4it |