На протяжении всего развития общества человеку приходиться постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением.
Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения принимаются без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываются. В менеджменте принятие решений - систематизированный процесс. Причины этому - ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.
Одно из основных предназначений компании - решение стоящих перед ней проблем в соответствии с ее миссией, стратегическими и тактическими целями либо в соответствии с ее концепцией устойчивого развития и выживаемости. Решение - одна из центральных составляющих процесса управления организацией: эффективность принимаемых руководством компании решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение - это выбор альтернативы.
Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую подсистему.
Иными словами, действиям всегда предшествуют анализ ситуации, ее оценка и диагностика, определение основной (профильной) проблемы, которую необходимо разрешить для достижения целей, стоящих перед организацией, и так далее. Проведя такой анализ, менеджер переходит непосредственно к разработке управленческого решения. При принятии решения менеджер использует весь имеющийся у него опыт профессиональной работы, знания, результаты анализа конкретной ситуации. [1, с.46].
Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности по достижению целей компании. Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реализации управленческих воздействий на людей, активизирующих их работу в компании. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.
Исходными моментами управленческого процесса являются: целевая функция (цель) и отклонения (проблемы). Задачей управления является устранение этого отклонения через принятие управленческого решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, задачей управления является ликвидация противоречия, возникающего между фактическим состоянием и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления. [2, с.7].
Таким образом, на принятие решения оказывает влияние совокупность целей компании (стратегических, тактических, оперативных) и информации, поступающей в виде обратной связи о состоянии объекта управления (анализ ситуации).
Принятие решений – это один из главных составляющих каждого управленческого процесса.
В общем виде управленческое решение, как индивидуальное, так и групповое, определяет всю программу деятельности коллектива, которая позволяет достичь эффектного разрешения появившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы, а также путем анализа поступающей информации о ее состоянии. Управленческие решения отличаются от всех иных решений:
- целями;
- решениями, которые принимаются субъектом управления, одним лицом или группой, ориентируясь не на свои личные интересы, а пытаясь решить проблемы определенной компании.
Последствия. Выбор индивида оказывает определенное влияние на его личную жизнь, также при этом меняется и жизнь определенной группы близких ему людей. Как правило, менеджер высокого ранга определяет не только свое направление действий, но и направление для всей компании и ее работников. Решения данного менеджера могут кардинально изменить жизнь большого количества людей. Если компания является достаточно большой и влиятельной, то решения руководителей могут серьезно сказаться на социально-экономической ситуации отдельно взятых регионов. Пример: решив ликвидировать нерентабельное предприятие компании, есть вероятность создать высокий уровень безработицы в регионе.
Разделение труда. Принимая какое-либо решение в частной жизни, человек, обычно, сам и занимается его исполнением. В компаниях же присутствует разделение труда:
- работники менеджеры решают возникающие проблемы и принимают решения;
- работники исполнители реализуют принятые предыдущей группой специалистов решения.
Профессионализм. В своей жизни каждое лицо, принимая то или иное самостоятельное решение, ориентируется на свой интеллект и жизненный опыт. Управляя целой организацией, все происходит намного сложнее. Процесс принятия решения о компании ответственный, формализованный, требующие профессионального уровня подготовки. Не каждый сотрудник компании обладает полномочиями для принятия решений. Лишь тот, кто имеет необходимые профессиональные знания и навыки, имеет право принимать самостоятельные отдельные решения.
Специалисты, занимающиеся изучением управленческих решений, дают следующие определения.
Таким образом, Вертакова Ю.В. дает определение управленческому решению, как осуществляемому лицом, уполномоченным принимать решения в рамках своих компетенций и полномочий выбора, направляющегося на достижение целей, поставленных организацией [4, с. 14].
Фатхутдинов Р.А. в свою очередь определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества возможных вариантов оптимальной альтернативы, позволяющей достичь определенной системой менеджмента цели [5, с.14].
Степанова Е.Е. и Хмелевская Н.В. в своей книге «Информационное обеспечение управленческой деятельности» дают определение: «Управленческое решение представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления, осуществляемое в соответствии с ранее составленным планом на основе специально собранной информации» [6, с.7].
Следующее определение понятия управленческого решения дает Лазарев В.Н.: «Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа имеющейся информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива, направленной на разрешение проблемы или изменение цели» [7, с.6].
Управленческим называется решение, разрабатываемое специально для социальной системы. Управленческое решение направлено на следующие элементы:
- стратегическое планирование;
- управление функционирующей управленческой деятельностью;
- управление человеческими ресурсами предприятия, в число которых входит производительность труда, активизация имеющихся знаний и умений;
- менеджмент деятельности в областях производства и обслуживания;
- обеспечение создания системы управления компании;
- консультирование в управленческих вопросах;
- менеджмент как внутренних, так и внешних коммуникаций.
Сущность управленческого решения можно рассмотреть на рисунке 3.
Рисунок 3 – Содержание управленческих решений [2]
Ориентируясь на вышесказанном можно дать следующее определение управленческого решения: управленческое решение – это выбор некоторого ответственного лица из нескольких возможных вариантов, направленный на решение определенной проблемы и достижение определенной цели, причем этот выбор основан на сборе, анализе и прогнозе информации.
Содержание управленческих решений выражается в следующем:
- экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и воплощение в жизнь каждого управленческого решения необходимы финансовые, материальные и прочие затраты. Любое управленческое решение имеет свою реальную стоимость. Осуществление эффективного управленческого решения сулит для компании прямым, либо косвенным доходом. Обратная ситуация спровоцирует убытки.
Организационная сущность управленческого решения заключается к привлечению в работу сотрудников компании. Чтобы осуществить эффективное выполнение работы требуется:
- сформировать работоспособный коллектив;
- разработать соответствующие инструкции и положения;
- распределить между работниками полномочия, права, обязанности и ответственность;
- сформировать систему контроля;
- выделить требуемые ресурсы;
- снабдить работников требуемой техникой и технологией;
- вести контроль над работой персонала, при необходимости координируя их.
- социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом. В нем содержатся рычаги, позволяющие оказывать воздействие на человека, тем самым согласовывая их деятельность в коллективе. К таковым рычагам отнесем потребности и интересы, имеющиеся у каждого человека, мотивирующие и стимулирующие аспекты, установки и ценности.
Социальная сущность УР, в первую очередь, проявляется в цели управленческого решения.
Правовая сущность управленческого решения – это точное соблюдение законодательных актов и обязательств международного характера, а также иных документов самого предприятия.
Технологическая сущность управленческого решения – возможность снабдить персонал требуемыми техническими, информационными средствами и ресурсами, которые необходимы во время подготовки и осуществления управленческого решения.
Лапыгин Ю.Н. выделяет также многоэтапную сущность управленческого решения, которая проявляется в необходимости разбиения процесса разработки управленческого решения на этапы, потому что сложность процесса разработки управленческого решения предполагает применение различных инструментов и технологий, служащих для выявления, определения и даже генерирования различных сущностей и их атрибутов [8, с.52].
В процессе переработки информации с использованием ресурсов происходит трансформация «проблема» в «цель».
В «цель» выделяют критерии ее достижения. Проектируют «цель» на «внутреннюю среду» и «внешнюю среду», в комбинации, которые дают мероприятия по приведению в целевое взаимодействие. В ходе подобных перевоплощений используются разнообразные технологии и инструменты, которые позволяют достичь определенных результатов по этапам и процессам в целом.
Отметим, что к основным свойствам управленческого решения относится:
1. Управленческое решение всегда направлено на то, чтобы разрешить возникшую проблему.
2. Управленческое решение избавляет вообще, либо понижает уровень напряженности в человеческой деятельности. Оно полностью отвечает на вопрос: «Что делать?»
3. УР имеет необходимую силу концентрации усилий на разрешение проблемы. Как раз так оно и воспринимается сотрудниками. Несмотря на то, что оно, к примеру, может быть направлено на ликвидацию какого-либо филиала или подразделения, оно нуждается в концентрации определенных усилий на этом действии. Решение – это квант усилий, которые напрямую ведут к изменениям.
4. Управленческое решение – это организационный фактор совместной деятельности. Оно несет в себе упорядочение и ответственность.
Таким образом, управляя предприятием, важно принимать качественные, стратегически и тактически развитые управленческие решения.
1.2 Классификация управленческих решений
Управленческое решение является итогом рассмотрения, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора наиболее подходящего решения из множества вариантов достижения какой-то конкретной цели системы менеджмента.
Побуждением к принятию управленческого решения является необходимость устранения, снижения важности или решение проблемы, то есть приближение в будущем реальных параметров объекта по сравнению с ожидаемыми, планируемыми.
Наиболее целостное и наглядное преставление о процессе принятия решений дает схема, представленная на рисунке 4.
Рисунок 4 – Процесс принятия решения [9]
Важным показателем работы менеджера является его умение быстро принимать верные управленческие решения. Это решения являются важной формой управленческой деятельности и занимают основное место в системе менеджмента на предприятиях различных сфер деятельности.
Эта важная роль управленческого решения определена тем, что все основные функции управления сосредоточены на подготовке, принятии и реализации какой-либо проблемы, которая в данный момент является наиболее важной. Основной задачей и непосредственной обязанностью менеджера предприятия является принятие управленческих решений. [9, с.27]
Для того, чтобы принять управленческое решение необходимо найти наиболее приемлемый для данных обстоятельств варианта действий, или для достижения желаемого состояния процесса, явления или результата деятельности. Управленческое решение необходимо рассматривать как главный вид управленческой деятельности, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически построенных управленческих поступков, которые обеспечивают осуществление управленческих задач.
Чтобы решить проблемные моменты надо ответить на следующие вопросы:
1. Для достижения каких целей следует принимать решение?
2. Что необходимо делать для достижения наилучшего результата?
3. Каким образом будем достигать поставленной цели?
4. Какие производственные затраты готово понести предприятие для решения поставленной задачи?
5. Какие оптимальные сроки приемлемы?
6. В каком месте или производственном помещении будем решать возникшую проблему?
7. Кому поставлять продукцию или услугу, и по какой цене?
8. Какой результат получит инвестор и в целом общество?
Возникшие вопросы необходимо решать таким образом, чтобы количественно определить различие между фактическим и ожидаемым результатом. Необходимо также выполнить структурную разбивку проблемы для построения оптимального её решения.
Если ресурсы для решения возникшей проблемы ограничены, следует определить важность, весомость, ранг проблемы и разбить их по важности, масштабности, возможной степени риска. [10, с.98].
Чтобы повысить качество принимаемых решений следует провести их анализ, основываясь на следующей классификации:
1. определить стадию жизненного цикла товара основываясь на стратегическом маркетинге, научных исследованиях и др.;
2. установить какую подсистему системы менеджмента лучше использовать;
3. найти сферу действия решения;
4. определить цель решения;
5. предположить, на какой ранг управления будет возлагаться основной груз принятия окончательного решения;
6. рассчитать масштабность решения;
7. сформулировать, как будет организована выработка решения;
8. обосновать продолжительность предполагаемых действий;
9. рассмотреть, какие объект будут задействованы при принятии решения;
10. проанализировать, какие методы целесообразнее использовать;
11. охарактеризовать формы представления документации разного рода: планы, программы, приказы и др;
12. провести анализ сложности принимаемого решения;
13. определиться со способом передачи информации.
К основным факторам, которые оказывают влияние на качество управленческого решения, относятся:
1. научные подходы и принципы,
2. методы моделирования,
3. автоматизация управления,
4. мотивация качественного решения и др.
Когда человек принимает интуитивное решение, он основывается на личном ощущении того, что его выбор правильный. Это ощущение можно назвать «шестым чувством», озарением. Особенно такое личное ощущение важно для представителей высшего управленческого аппарата.
Управленцы среднего звена в основном полагаются на получаемую информацию из различных источников. К таким источникам можно отнести печатные издания, всемирную сеть Internet.Отметим, что интуиция усиливается вместе с приобретением опыта. Далее следует повышение должности. Но, менеджер, ориентирующийся только собственную интуицию, может считать, это закономерно и его шансы на правильный выбор будут снижаться. [11, с.32].
Основанные на суждении решения, очень сходны с интуитивными, потому, что на первый взгляд их можно перепутать. Но в основе суждения лежат глубокие знания и приобретённый в прошлом опыт. Менеджер, используя их и основываясь на здравый смысл, применяя ситуацию на сегодняшний день, выбирает тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прошлом. Иногда данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Слабость суждения заключается ещё и в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая раньше не происходила, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
В экономической литературе освещаются различные классификации управленческих решений.
Любое решение принимается человеком, людьми, со своим характером, привычками, укладом жизни, и совершенно естественно, что в итоге принятое решение несет на себе отпечаток личности менеджера, который принял его. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Менеджеры, которые внимательно и критически относятся к своим действиям, как правило, принимают уравновешенные решения, подвергая гипотезы неоднократной проверке. Чаще всего такой тип менеджеров, прежде чем приступить к принятию решения, имеют четко сформулированную конечную идею.
Авторы импульсивных решений, запросто генерируют многообразные идеи в большом количестве. Но из-за того, что такие менеджеры не в состоянии как следует проверить, уточнить, оценить предложенный вариант, решение оказываются достаточно «сырыми», недостаточно обоснованными, ненадежными.
В результате долгого, осторожного поиска на свет появляются инертные решения. Как правило, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. В них, много внимания уделяется контрольным и уточняющим действиям, а для принятия эффективного решения необходимо генерирование идей. [12, с.97]
Иногда менеджеры вынуждены принимать рискованные решения. Авторы таких решений, как правило, не затрудняют себя обоснованием своих гипотез. Они обычно уверены в себе и не боятся любых трудностей.
При тщательной оценке разных вариантов, очень критичном подходе к делу менеджер принимает осторожное решение. В таких решениях обычно мало новизны и оригинальности.
Перечисленные выше виды решений эффективны, в основном, для оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента должны приниматься рациональные решения, которые основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.
Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений.
Чаще всего в принятии решения присутствуют три момента - это интуиция, суждение и рациональность. Ниже ознакомимся с каждым из них по отдельности.
Исходя из характера процесса принятия решения, выделяют на следующие виды.
1. Интуитивные решения. В это группу относятся решения, сделанные основываясь лишь на ощущении того, что именно этот выбор верный. Принимающее данное решение лицо не взвешивает все «за» и «против», рассматривая каждый альтернативный вариант, при этом он также не нуждается в понимании ситуации. Интуитивное решение, в разговорном языке называется шестым чувством, либо озарением.
2. Основанные на суждениях решения. Тут разместился выбор, основывающийся на личных знаниях и опыте. Лицо с толком пользуется своими знаниями, беря в качестве примера аналогичные ситуации, происходившие когда-то.
Подобными размышлениями ему удается дать прогноз альтернативных вариантов, дабы выбрать самый оптимальный. Используя здравый смысл, лицо, принимающее решение отдает предпочтение именно той альтернативе, которая в прошлом уже приносила успех. Хотя суждение и нельзя сопоставить с новой происходящей ситуацией, ведь у руководителя не имеется опыта, на котором он смог бы основать логический выбор. В данную категорию мы отнесем любую новую для компании ситуацию, которая отличается от имеющейся: появление новой технологии, новая система вознаграждений, изменение ассортимента и пр. Нельзя сказать, что опыт всегда позволяет принимать лишь верные решения. Стоит учитывать факторы, которых всегда присутствует слишком много, а мозг человека не компьютер, поэтому очень сложно охватить и сопоставить все эти факторы. [13, с. 19]
3. Рациональные решения. Отличие данного вида решений от предыдущей группы состоит в том, что решения данной группы не основываются на полученном ранее опыте. Рациональное решение создается в результате объективного аналитического процесса.
По количеству альтернатив выделяются:
1. Стандартные решения, которые являются однозначным выбором. Стоит сказать, что данные решения не носят характер стопроцентной правильности. В некоторых случаях данные решения вообще не соответствуют истинным причинам проблемы.
2. Многоальтернативные решения. Встречается подобное не часто и характеризуется множеством вариантов решения.
Инновационные решения – выбор при отсутствии очевидных альтернатив. В подобном случае происходит процесс переключения с рационального на творческое, а затем опять на рациональное мышление. Анализируя варианты решения, можно использовать методы комбинирования лучших сторон возможных альтернатив.
Исходя из частоты принятия решений, выделяют:
1. Единовременные решения, означающие решение крупных проблем. В качестве примера таких решений возьмем решение о ликвидации компании, либо создание нового филиала.
2. Циклические решения – это разбор проблем, повторяющихся регулярно. Примером таких решений является реше��ие, принимаемое ежегодно 1 раз по исполнению бюджета текущего года и принятия его на следующий.
3. Частые решения – это решения, которые приходится принимать в связи с возникающей необходимостью в различные моменты времени и по несвязанным между собой проблемам. Происходит это очень часто, в результате чего процесс принятия решений считается практически непрерывным.
По времени, в котором наступают последствия для объекта управления, выделим следующие виды решений.
1. Стратегические решения – решения, касающиеся набора действий, разработанных для достижения целей, намеченных организацией, при помощи приспособления к изменениям, происходящим во внешней среде. Стратегическое решение воплощается посредством распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней координации и организационного стратегического предвидения. Инструментом для принятия решений из данной группы является стратегическое планирование. Иными словами – определение управленческого процесса по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Практически в каждой ситуации, стратегическое планирование опирается на четко разграниченное программное заявление фирмы, изложение целей и задач, являющихся вспомогательными, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.
2. Перспективные решения – это решения, позволяющие принимать и воплощать перспективные планы.
3. Текущие решения – это решения, которые дополняют и развивают предыдущую группу перспективных решений. Принимаются текущие решения в рамках подсистемы, либо этапов одного из циклов, к примеру, цикла разработки. Текущие решения затрагивают и охватывают весь производственные процесс регулирующий изготовление и поставки подсистем изделия.
4. Оперативные решения. Сюда отнесем все решения, которые охватывают процесс изготовления и поставок элементов более низкого, в сравнении с предыдущей группой, уровня. Оперативные решения доводят плановые задания до своих исполнителей, которые находятся в различных подразделениях. Оперативные решения принимаются в отношении определенного элемента, расположенного на нижнем уровне товара.
5. Стабилизационные решения – это решения, которые принимаются в целях обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых, либо допустимых состояний.
По числу субъектов, которые влияют на принятие решения можно выделить:
1. Определяющие решения – решения, которые принимаются лишь одним специалистом, либо одним руководителем.
2. Конкурентные решения – решения, принятие которых возложено на двух компетентных лиц.
3. Адаптирующие решения – решения, для принятия которых собирается коллегия. Принимаются решения данной группы, исходя из оценок группы экспертов.
Исходя из теоретических источников было определено, что наиболее подходящие из всех представленных способов (методов) принятия управленческих решений следующие:
1. Запрограммированные решения. Данный вид решений обычно связан с часто возникающими на предприятии ситуациями. Для малых организаций такой вид решений будет приемлемым, т.к. менеджеру достаточно один раз сформулировать алгоритм выполнения задания, разработать пошаговые правила принятия решений и коллектив просто будет исполнять их.
2. Логические решения. Такой вид решений принимается исходя из знаний и опыта ранее уже произошедших похожих ситуаций, для организаций уже достаточно долго функционирующих на рынке. И, естественно, что иногда возникают похожие ситуации. Поэтому руководитель или менеджер другого звена может принять решение по текущей ситуации, ориентируясь на похожую ситуацию, которая произошла ранее.
3. Интуитивные решения. Как правило, такие решения принимает руководитель компании исходя из ощущения, что данное решение будет верным и принесет выгоду предприятию.
4. Рациональные решения. Эти решения чаще всего основываются на методах экономического анализа проблемных ситуаций. Как правило, управленческий аппарат принимает такие решения, не опираясь на прошлый опыт.
5. Оптимальные решения. Такие решения руководитель обычно принимает для достижения наивысшей степени поставленных целей управления.
Руководство каждой компании вправе принимать управленческие решения по своему усмотрению, ввиду чего необходимо рассмотреть их специфику на примере конкретного предприятия.
Источник: http://www.unique-material.com/#!--/c1x9l |