Форфейтинг представляет собой безоборотное финансирование экспорта и является формой финансирования, осуществляемой с использованием оборотных документов, пригоден для всех торговых сделок экспортера, при этом последний не обязан закладывать весь свой бизнес или его немаловажную часть. Так, традиционно в сделках употребляются такие распространенные долговые инструменты, как простые векселя и тратты, кредитная документация довольно проста и может быть составлена в короткие сроки. Этот безрисковый, выгодный по затратам и принятый в мировой практике способ позволяет экспортерам повысить свою конкурентоспособность.
Форфейтинг начал развиваться с середины прошлого века. Предпосылкой этого процесса стал нарастающий объем международной торговли, в связи, с чем требовалось повышение сроков коммерческого кредита.
Наибольшее формирование форфейтинг получил в странах, где сравнительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Сегодня значимая часть форфейтинговых операций сосредоточена в Великобритании (Лондон), Германии и Швейцарии (Цюрих).
Главным достоинством данной формы торгового финансирования является то, что все риски, связанные с осуществлением форфейтинговой операции, переходят к форфейтеру.
Отказ в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, а также рост политических рисков также увеличивает привлекательность форфейтинга.
Кроме того, если бы кредит предоставлялся самому экспортеру, то он бы понес издержки страхового покрытия, что не происходит при форфейтировании.
В операциях форфейтинга могут быть задействованы также аккредитивные обязательства и дебиторская задолженность. Тем не менее, форфейтинговые сделки еще не так распространены, так как есть огромные сложности при обсуждении условий форфейтинговой сделки. Это достаточно неудобно, потому что две основные характеристики форфейтингового бизнеса - это скорость, с которой сделки могут быть согласованы, и простота структуры кредитной документации.
Форфейтинг и его развитие в России.
Механизм форфейтинговой сделки сравнимо прост, что невозможно сказать о процессе переговоров по поводу форфейтингового финансирования. Схема операции такая: платежное обязательство импортера выкупается форфейтором у продавца по пониженной стоимости, то есть с дисконтом. Обязательство является абсолютным и безрегрессным — то есть, во-первых, оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного продукта. Во-вторых, безрегрессность значит невозможность для форфейтора направить к экспортеру требование о погашении задолженности клиента. В этом состоит принципиальное отличие форфейтинга от факторинга. При этом на форфейтора переходят все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/ авалиста. Для операции форфетирования чаще всего используются векселя или аккредитивы, то есть те виды обязательств, какие регулируются международными нормативными документами.
Впрочем, в России форфейтинг имеет свои специфические особенности — например, здесь сделки совершаются не с векселями, а с аккредитивами. Это связано с тем, что при использовании векселей у экспортеров могут появиться проблемы с налоговым законодательством. Глава столичного консульства london forfaiting company Дмитрий Курышев отмечает, что российское налоговое законодательство, если следовать ему практически, считает авансовый платеж исключительно возможной формой для бесспорного следующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы равномерно привыкли к тому, что аккредитив — нормальная форма расчета для экспортных договоров, а совсем не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы договора, подключая дисконт, и лишь потом сумма дисконта перечисляется форфейтору- нигде больше деньги зря не гоняют, оплачивая поставщику лишь его чистую выручку. При форфейтинге экспортер может финансировать до 100% от суммы договора.
Российскому экспортеру форфейтинг выгоден по целому ряду обстоятельств.
Во-первых, он позволяет увеличивать объемы продаж, так как клиент сделает собственный выбор в пользу наиболее дорогого продукта с отсрочкой платежа, нежели в пользу дешевого под аванс или с оплатой по факту.
Во-вторых, при передаче векселя на счет продавца поступает денежная прибыль и закрывается дебиторская задолженность, что существенно улучшает балансовые показатели.
В-третьих, форфейтинг - это безрисковый для экспортера инструмент, поэтому экспортер снимает с себя полностью все виды рисков и трудности с администрированием и учетом задолженности.
В-четвертых, существенно улучшаются конкурентные позиции экспортера за счет способности предоставления клиенту кредита, то есть появляется вероятность выхода на новые зарубежные рынки сбыта.
Однако, несмотря на явные преимущества, форфейтинг в России развивается достаточно медленно. Очевидным барьером здесь является специфическая география потребителей российского экспорта. Обычно российский несырьевой экспорт направляется в те регионы, в которых страновые риски еще больше, чем в России, этим осложняется поиск достойного гаранта( авалиста) для векселя клиента из страны с нестабильной экономикой.
Также одним из ограничений, препятствующих развитию форфейтинга, служит российское законодательство. В российском законодательстве отдельное понятие " форфейтирование " отсутствует. Применение мировой деловой практики в области форфейтинговых сделок осложняется имеющейся в России фискальной политикой: любое нововведение рассматривается муниципальными органами как способ ухода от налогов. Помимо этого, до 2007 г. существовал ряд ограничений, порожденных валютным и таможенным законодательством, которые осложняли использование векселя во внешнеторговых операциях.
Особенностью развития форфейтинга является длинный горизонт планирования. Инструменты торгового финансирования, нацеленные на работу в перспективе, будут интересны рынку тогда, когда будут созданы спокойные условия для работы компаний экспортеров и банков. Учитывая, что форфейтинг должен ориентироваться на продолжительный период времени, для России самым важным условием его внедрения остается введение политической и экономической стабильности в стране.
Услуга форфейтинга находится на российском рынке уже наиболее 10 лет. В качестве инструмента расчета в таких сделках, как правило, применялись векселя. Внешнеторговый российский рынок сейчас наиболее емкий, чем 10—20 лет назад.
Тогда право вести внешнеэкономическую деятельность имели только уполномоченные государственные объединения. Сегодня услуга доступна всем компаниям — любая фирма, удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к участникам ВЭД, имеет преимущество вести внешнеэкономическую деятельность. Можно сказать, что для предоставления данной услуги сейчас нет никаких законодательных преград. Вопрос только в информированности о продукте.
Наиболее информированы в нашей стране банки. Кроме того, с этим продуктом отлично знакомы представительства и филиалы зарубежных компаний в России, нередко сами инициирующие форфейтинговые сделки.
Процесс организации форфейтинговой сделки еще сложнее самой схемы операции. Это довольно длинная многоходовка. На старте сделки экспортер одновременно с началом переговоров с клиентом ведет подготовительные переговоры с форфейтором. На этом шаге все суммы определяются примерно, но форфейтор начинает изучать информацию о клиенте, его банке, его возможном гаранте, его стране. Покупатель и продавец продолжают свои переговоры, а форфейтор связывается с банками в стране импортера, чтобы понять ситуацию с открытием аккредитива. После этого форфейтором выдвигаются наиболее точные предложения по условиям финансирования и стоимости дисконта. Этот шаг традиционно продолжается от нескольких недель до трех-четырех месяцев.
После этого расписывается договор продавца с клиентом, а форфейтор направляет окончательную оферту экспортеру, которую последний может принять или отвергнуть. В промежутке между офертой и ее акцептом риски покрываются опционами на валюту.
После того как контракт с форфейтором подписан, стороны ожидают фактического выполнения договора и выдачи долгового обещания — обычно этот период занимает от 3-х месяцев до полугода, иногда до года, в зависимости от производственно-коммерческого цикла экспортера. Затем вексель учитывается форфейтором( исполняется аккредитив), и средства поступают на счет экспортера.
Ставка дисконта при форфейтинге определяется несколькими причинами: уровнем странового риска, кредитным риском банка, гарантирующего сделку, авалирующего вексель или открывающего аккредитив импортера. Поэтому цена дисконта может сильно варьироваться. Для экспортера это, впрочем, важно лишь постольку, поскольку вырастает стоимость договора для клиента, и последний может отказаться от сделки, посчитав приобретение очень дорогим. Поэтому иногда экспортер делит с импортером стоимость финансирования — если получение договора важнее недополученной прибыли.
Заключение
Форфейтинг в России развивается достаточно медленно. При этом многие банки, в принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос " каковы условия " утверждают, что форфейтингом не занимаются.
Среди главных причин невысокого интереса к инструменту банкиры в один голос называют закон о валютном регулировании и контроле, запрещающий проплачивать экспортные договоры иначе, чем изза границы, и отсутствие большого объема длинных денег. Поэтому российские банки могут выступать лишь в роли агента, но никак не собственно форфейтора.
Еще одним естественным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география потребителей российского экспорта. Как правило, там, куда идет российский несырьевой экспорт, страновые риски еще выше, чем в России, и чрезвычайно трудно найти достойного гаранта/ авалиста для векселя клиента из страны с нестабильной экономикой. А при экспорте продукции, которая действительнопользуется спросом, экспортеры, по понятию ведущего экономиста кредитного управления " Оргрэсбанка " Сергея Новикова, традиционно имеют вероятность выбора инструментов и, как правило, избирают аккредитивную форму расчета или разные виды предэкспортного финансирования.
В-третьих, форфейтинговая методика все же значительно труднее в организации, нежели факторинговая. Как считает Сергей Новиков, если у компании имеется возможность( при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор постоянно делается в пользу факторинга.
Еще одним ограничителем форфейтинга служит российское законодательство. Оно очень медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Дмитрий Курышев убежден, что нормализация налогового законодательства могла бы существенно увеличить способности форфейторов и их покупателей, что привело бы к росту технологичного, а не сырьевого экспорта.
В настоящее время трудно говорить о том, как будет развиваться форфейтинг в России — очень много факторов могут воздействовать на этот процесс. В ближайшее время, по понятию Сергея Новикова, ждать широкого предложения форфейтинговых услуг не приходится — быстрее, он сохранится в качестве эксклюзивной банковской услуги. Если возникновение на рынке факторинга чрезвычайно шибко поменяло " свойство жизни " продавцов, то форфейтинг в сопоставлении с факторингом не дает такового очевидного высококачественного скачка, неглядя на длинный срок и безрегрессность.
Важное ограничение для развития форфейтинга — длинный горизонт планирования. Если бизнес способен представить, что станет чрез 5 лет или хотя бы через три года, — тогда форфейтинг может быть интересен. В критериях же политической и экономической нестабильности, неизменной перекройки законодательства бизнес элементарно не может планировать так надолго. А инструменты для тех, кто глядит далеко вперед, будут увлекательны рынку тогда, когда власть создаст спокойные условия для работы и предприятийэкспортеров, и банков. А уж до таких интересных операций, как реализация форфейтинговых долгов на вторичном рынке, мы точно дорастем еще не скоро.
Источник: http://www.unique-material.com/#!--/c1x9l |