В России количество малых средних предприятий достигает до 5 млн., накоторых занят каждый четвёртый работник в стране. К сожалению, доля таких компаний в российском валовом национальном продукте лишь 21 процент. В Малайзии это 47 процентов, в Японии – 63 процента, а доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в таких странах – 50–80 процентов трудоспособного населения.
Цели в области предпринимательства следующие:
Первое. Увеличить как минимум вдвое долю малого и среднего бизнеса – до 45–50 процентов национального продукта России.
Второе. Повысить занятость в этом сегменте до 35–40 миллионов человек. Эти цифры должны стать критериями оценки эффективности работы Правительства России и глав регионов.
Сегодня ситуация с малым и средним бизнесом, прямо скажем, плачевная. Мы видим, что тенденция роста микро- и малых предприятий, условно, около нуля, а нужна чёткая программа действий, чтобы ускорить развитие малых и средних компаний, создать все условия, чтобы их количество росло.
Что мы делаем сегодня, чтобы поддержать малый и средний бизнес? В первую очередь я хотел бы остановиться на основных программах поддержки, которые существуют на федеральном уровне. Это прежде всего программа Министерства экономического развития, которая предусматривает субсидии, гранты начинающим предпринимателям, субсидирование лизингом, поддержку малых экспортных компаний, микрозаймы и поручительство, программа льготного кредитования Внешэкономбанка, программа гарантийной поддержки Агентства кредитных гарантий.
На реализацию этих мер за 2013–2014 годы Федерация выделила более 130 миллиардов рублей, но потрачено было всего 96. Есть и комплекс мер регионального уровня. Это бизнес-инкубаторы, гранты на развитие, консультации, образовательные программы. Но система господдержки требует развития. Об этом говорят и чиновники, и сами предприниматели.
На сегодняшний день Правительство России готовит предложения по формированию единого института развития бизнеса в форме акционерного общества. Мы обсудили на рабочей группе эту инициативу, и мы её поддерживаем.
Работая над докладом, рабочая группа в первую очередь провела анализ сферы малого и среднего предпринимательства в России. Мы изучили российские, зарубежные практики применения стимулов для развития бизнеса. Впервые за всю историю Госсоветов для подготовки использован интерактив.
Через интернет-портал РБК и «Открытый регион 71» предприниматели давали свои предложения, как улучшить бизнес-среду. Участие приняли 18 тысяч человек. Мы получили порядка 350 проблемных вопросов, которые волнуют предпринимателей. По итогам выработали предложения, которые вошли в доклад. В подготовке участвовали предприниматели, бизнес-объединения, федеральные министерства и администрации регионов.
Все выше написанное указывает, что бизнес надо поддерживать на всех этапах его развития, а именно: упрощать процедуры на этапе открытия бизнеса, содействовать выводу продукции на рынок, в том числе и экспорт, минимизировать налоги на этапе роста, повышать квалификацию самого предпринимателя, выдавать субсидии, гранты и, самое важное, кредиты по доступным ставкам.
Кроме этого, вовлекать в бизнес необходимо с детства. Нужны образовательные программы, которые обратят внимание детей на профессию предпринимателя, и отдельный упор – на поддержку молодёжного предпринимательства.
Но, наверное, самый важный итог этой работы – наши предложения. Начать хотел бы с предложений в сфере налоговой политики.
Первое. По нашим оценкам, в России около трёх миллионов человек работают на себя, являясь самозанятыми. Мы предлагаем для таких граждан ограничиться одним-единственным юридическим действием – приобретением патента, без процедуры регистрации ИП.
Второе. Максимальное сокращение издержек для нового бизнеса, особенно в части налогов. Владимир Владимирович, Вы уже упомянули в своём выступлении, действительно, с нового года поддержка предпринимателей, которые начали своё дело в форме ИП, начала работать – так называемые «каникулы». Мы предлагаем распространить эту практику на вновь создаваемые юридические лица и предоставлять льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие.
|