Структура системы управления представляет собой синтез структуры ее элементов, а структура элементов системы управления — синтез структур разновидностей этих элементов (звеньев).
Рассматривая конкретный объект структуризации — систему управления муниципальным образованием — можно выделить различные по содержанию взаимосвязи элементов линейную, функциональную и линейно-функциональную структуры аппарата управления. В настоящее время для обеспечения гибкости сложных систем управления вводятся новые элементы: управление по проекту, управление по продукту, матричные структуры, комиссии, штабы и т.д.
Главой исполнительной власти является — мэр города. Основные направления деятельности администрации города определяются мэром. Все департаменты (отраслевые структурыадминистрации города) находятся в его непосредственном подчинении. Кроме того, ему подчиняются также и территориальныеадминистрации — администрации Кировского, Советского, Ленинского и Октябрьского районов, городское Управление финансов, Комитет по информационной политике, Управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, второй отдел, советники. Мэр курирует Градостроительный совет. Мэр имеет заместителей.
Управление муниципальным образованием характеризуется не только статистическими показателями, организационным закреплением вариантов разделения управленческого труда, организационной структурой системы управления, установленными связями между звеньями системы управления, но и динамическими характеристиками управления как процесса.
Чтобы процесс муниципального управления был эффективным, необходима соответствующая информационная база. При этом в распоряжении мэра должно быть не многотомье статистики, а предельный минимум показателей, отражающих причины и ожидаемые последствия деструктивных процессов. Пока, как указывается в [2], мировая практика такой минимум не выработала.
Процесс управления муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внутренней и внешней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения.
Основными факторами, влияющими на организацию и функционирование системы (объекта) муниципального образования, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: 1) функциональные, обусловленные спецификой труда в организации, полномочиями отдельных работников и носящие в основном стандартный характер; 2) ситуационные — возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.
Культура процесса муниципального управления, являясь составной частью человеческой культуры, обладает, вместе с тем, рядом особенностей, которые отличают ее от всех остальных видов и форм культуры.
Специалисты выделяют три уровня культуры управления коллективом — высокий, средний и низкий. Имеется в виду, что высокий уровень отражает наиболее органичный способ взаимодействия системы муниципального управления с объектом муниципального образования. При этом формы и методы управленческого воздействия на управленческие группы коллектива соответствуют интересам всех участников этих процессов.
Экономическая система, в которой денежный объем поставляемых в нее ресурсов, как правило, не равен сумме продукции (услуг), отдаваемой во внешнюю среду, представляет собой открытую систему (регион, город).
Под градообразующими предприятиями понимают те, чья продукция поставляется за пределы города. К предприятиям инфраструктуры относятся те, основная часть продукции которых реализуется внутри города (розничная торговля, бытовые услуги, строительные организации, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, ЖКХ, больницы и поликлиники, общественный транспорт, учреждения культуры).
К трудоспособному населению обычно относят полностью занятых, не полностью занятых, учащихся, женщин в отпусках по уходу за детьми, безработных.
К нетрудоспособному населению обычно относят детей, пенсионеров, инвалидов.
Регулирование рынка строительства необходимо для сохранения и укрепления конкуренции, которая приводит к снижению стоимости строительства и росту качества; в то же время стандарты качества задаются и проверяются административно.
Цены на первичном рынке (новое жилье) зависят от издержек строительных организаций; рынок готового жилья является вторичным, на его цены влияют степень износа, местоположение, другие факторы (а также цены на первичном рынке).
Центральное звено в учете городской недвижимости — Бюро технической инвентаризации (БТИ). После проведения любых строительных операций (реконструкция, перепланировка, новое строительство) данные об этом переносятся в БТИ; здесь есть поэтажные планы, площади жилых и нежилых помещений, оценка (инвентаризационная) их стоимости. БТИ, ЗАГС и паспортные столы — первоисточники информации о городской недвижимости, населении города, здесь создаются автоматизированные общегородские базы данных, которые являются основой всей муниципальной информационной системы. Данные из БТИ идут в налоговые инспекции (налог на имущество физических лиц, данные о купле-продаже жилья риэлтерскими фирмами, сдача в аренду Комитетом по имуществу нежилых помещений).
Организации коммунального хозяйства по большей части находятся в муниципальной собственности, кроме электростанций и линий электропередач.
Если директора местных коммунальных организаций назначаются на должность на основе контракта с главой местного самоуправления, то в акционерных обществах исполнительного директора назначает и снимает правление акционерного общества или общее собрание акционеров. Если в муниципальных предприятиях допустимы прямые, административные методы управления со стороны муниципальных структур, курирующих работу коммунального хозяйства, то в акционерных обществах городская администрация может влиять через косвенные, экономические рычаги.
Большинство отраслей коммунального хозяйства — естественные монополии, поэтому существует необходимость ценового контроля. В России это делается путем прямого регулирования (фиксации) тарифов коммунальных организаций на уровне субъекта Федерации. Это делает региональная энергетическая комиссия при каждом из субъектов Федерации, в состав которой, кроме работников исполнительной власти в области, включаются и руководители крупных коммунальных организаций (прежде всего в административном центре), по рекомендации которой глава областной администрации утверждает тот или иной уровень тарифов. Следует считать, что во многом контроль этот является номинальным: будучи совещательным органом, комиссия практически не имеет возможности проверки расчетов, предъявляемых коммунальными организациями. Аудиторские проверки, которые проводились по инициативе некоторых губернаторов, неоднократно выявляли завышение тарифов.