6.4.1 Водоснабжение и водоотведение
Функцию водоснабжения и водоотведения обычно выполняет организация «Водоканал». На ее балансе стоят сложные технические сооружения — насосные, станции хлорирования, очистки, инженерные сети, коллекторы и т.д.
Показателями эффективности деятельности по водоснабжению являются: показатели потерь воды в инженерных сетях; количество аварий за период; степень выполнения графиков планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Чем выше степень изношенности инженерных сетей, тем чаще случаются аварии, что, в конечном счете, приводит к полной смене («перекладке») инженерных сетей.
На работе почти всех коммунальных служб сильно сказывается сезонность: летом имеет место минимальное потребление воды, тепла, электричества, газа, зимой потребление их резко повышается. Соответственно, при приблизительно одних и тех же текущих эксплуатационных затратах величина объема реализации коммунальных услуг резко меняется, что сказывается на всех финансово-экономических показателях. Например, летом осуществляется основной объем капитального ремонта, проводится очистка и восстановление ливневой канализации, ведется закупка топлива, необходимых материалов с целью подготовки к отопительному сезону. Это приводит к возникновению в отдельные месяцы плановых убытков от основной хозяйственной деятельности, что необходимо учитывать при оценке эффективности работы этих организаций.
В деятельности по водоснабжению и водоотведению «Водоканалом» осуществляется ценовая дискриминация: для разных групп потребителей устанавливаются различные тарифы; при этом для юридических лиц выше в целом, чем для населения, где стоимость услуги по доставке воды не покрывает затрат. Таким образом это перекрестное субсидирование: за счет одних групп потребителей (юридические лица) другие (население) получают более дешевые услуги. В результате жилищно-ком-мунальной реформы предполагается ликвидировать имеющийся разрыв в стоимости услуг для разных групп потребителей.
При водоотведении выделяются 3 рода стоков:
· ливневые — те, которые уходят через ливневую канализацию;
· хозяйственно-бытовые — результат деятельности соцкультбыта;
· промышленные — результаты деятельности предприятий.
При этом очистка промышленных стоков возможна при известном химическом составе загрязнения, так что соответствующие технические установки по очистке необходимо стремиться размещать на самих предприятиях, максимально близко к источникам выброса жидких отходов. Наилучший вариант с точки зрения городской экологии — полностью замкнутая схема водоснабжения предприятия, однако это не всегда осуществимо. (Определенное стимулирование экономии воды также достигается с помощью «водного налога» — платы, которую вносят предприятия за воду, забираемую из различных источников, в том числе и из городских подсистем.) Поэтому в городском коллекторе в конечном итоге смешиваются все стоки, поступающие на городские очистные сооружения.
«Водоканал» тесно взаимодействует с Управлением по охране природы: промышленные стоки должны соответствовать нормам, устанавливаемым с помощью шкалы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При превышении ПДК на предприятие-виновника накладываются штрафы, частично поступающие в городской бюджет.
Специфика отрасли состоит в том, что в муниципальной собственности находятся теплотрассы и котельные; однако, как правило, основные энергетические мощности, обеспечивающие города теплом, — ТЭЦ, ГРЭС, АЭС — являются частью ОАО. При подготовке к зиме необходимо обеспечить не только ремонт городских тепломагистралей, но и создать запасы топлива на всех энергетических объектах: снижение температуры может произойти неожиданно, что потребует существенно увеличить выработку теплоэнергии. Поэтому здесь требуется гораздо больший переходный запас топлива, чем, например, для поддержания заданного температурного режима.
В теплоснабжении потребителей также осуществляется перекрестное субсидирование: региональная энергетическая комиссия определяет общий тариф; население оплачивает только часть последнего, в льготных условиях находятся также тепличные хозяйства и гаражные кооперативы. Коммерческие предприятия часто оплачивают тепло по цене, превышающий данный тариф. Однако в зависимости от финансового состояния местного самоуправления убытки управления энергетических и тепловых сетей могут покрываться и из бюджета муниципального образования. В этом случае плата за теплоснабжение коммерческих предприятий осуществляется согласно тарифу.
Настоящей проблемой, связанной с перекрестным субсидированием, являются высокие тарифы на тепло и электроэнергию, которые делают неконкурентноспособной продукцию отечественных предприятий, в то же время дотации на покрытие убытков энергоснабжающих организаций из бюджета часто покрывают неэффективность хозяйственной деятельности этих организаций.
Специальными показателями, характеризующими эффективность деятельности организаций теплоснабжения, так же как и для электроснабжения, являются: соблюдение графиков выполнения ППР; количество аварий; потери тепла (электричества) в сетях.
Объемы указанных потерь тесно связаны с удачной или неудачной планировкой города: разбросанность городских кварталов удлиняет протяженность теплотрасс, что увеличивает затраты как на транспортировку тепла, так и потери при этой транспортировке. В связи с сегодняшними достижениями научно-технического прогресса во многих городах рассматривается западный опыт использования децентрализованного снабжения. В этом случае применяются установки, расположенные в подвалах домов, работающие, как правило, на газовом топливе. Если этот опыт оправдает себя в российских условиях, то, возможно, схема организации работы всей этой отрасли в ближайшие 10—20 лет может существенно измениться.
Выработка электрической энергии также осуществляется в основном на предприятиях и организациях, входящих в состав ОАО, а муниципальные предприятия осуществляют передачу энергии городским потребителям, а также частичную ее «переработку», которая заключается в приведении физических параметров энергии (например, силы тока) к параметрам, необходимым для потребления населения, организаций сферы соцкультбыта, торговли, других предприятий. Здесь также имеет место ценовая дискриминация, при этом тарифы на отпуск электроэнергии регулирует региональная энергетическая комиссия.
В функции городского предприятия, на балансе которого стоит кабельное хозяйство города, кроме обеспечения электроэнергией населения и предприятий входит также освещение городских улиц и кварталов. Городской бюджет компенсирует затраты по эксплуатации магистральных (распределенных вдоль главных улиц и шоссе) и торшерных (прежде всего, обеспечивающих внутриквартальное освещение) фонарей, при этом необходимо предусматривать средства на смену разбитых фонарей. Смена осветительных приборов, ремонт кабельного хозяйства, подключение дополнительной подсветки городских архитектурных памятников, фонтанов и площадей — все это также осуществляется городскими энергоснабжающими организациями.
Главной функцией городского газового хозяйства (Горгаза) является обеспечение населения газом для бытовых нужд, а также котельных, осуществляющих выработку тепла и горячей воды. Газ может подаваться через проложенные по городу трубопроводы низкого давления — в этом случае используется природный газ, стоимость которого существенно ниже, чем сжиженного. В последнем случае газоснабжение осуществляется посредством газгольдеров, которые располагаются внутри городских кварталов. Вторая схема менее экономична; кроме того, при транспортировке сжиженного газа автотранспортом по городу для последующей перекачки в газгольдеры невозможно полностью исключить вероятность аварии.
Вывозка городского мусора и захоронение его на полигонах для твердых бытовых отходов (ТБО) — единственная отрасль коммунального хозяйства, где нет условий естественной монополии. Теоретически предприятия, осуществляющие вывозку промышленных отходов, могли бы участвовать в торгах на получение подряда на вывозку мусора (торги за франшизу). Однако на практике привлечение реальной конкуренции в данную отрасль — достаточно сложное дело: для вывозки ТБО требуются специально оборудованные машины, соблюдающие графики и маршруты передвижения по городу, что слабо согласуется с планами работы промышленных предприятий. В связи с этим вывозка городского мусора также по форме является монополией, город делится на районы, в которых действуют подразделения специализированной автотранспортной организации (эти подразделения могут быть и самостоятельными юридическими лицами). Тарифы на вывозку ТБО устанавливаются органом местного самоуправления. При этом для населения действуют средние нормы «мусорообразования» на одного человека, в соответствии с которыми рассчитывается плата за вывозку мусора с одного человека.
Складирование отходов на городских свалках и полигонах для захоронения ТБО, конечно, не лучший способ избавления от отходов. Наиболее известной альтернативой является строительство мусоросжигающих заводов. Однако в российских условиях они являются убыточными; вдобавок такое строительство требует единоразовых крупных инвестиций от города. Имеющиеся интересные технические разработки по переработке мусора пока еще не дошли до промышленной эксплуатации. В настоящее время, учитывая большие площади пустырей и неиспользуемых земель, действующая система захоронения ТБО, по-видимому, будет сохраняться.
Коммунальные организации непосредственно связаны друг с другом: в затратах «Водоканала» до 50 % приходится на оплату потребляемой энергии, в издержках теплоснабжения затраты на воду также велики, а тариф на электрическую энергию зависит прежде всего от стоимости топлива, в том числе — газа. В свою очередь, при ликвидации перекрестного субсидирования рост тарифов для населения должен сопровождаться снижением тарифов для других групп потребителей. В частности, увеличение платы за водоснабжение и канализацию для населения должно сопровождаться снижением платы на доставку воды для нужд теплоснабжения, что вызовет снижение общего тарифа на тепло и соответственно снизит затраты на тепло и для населения. Таким образом, ликвидация перекрестного субсидирования при одновременном планомерном проведении реформы в коммунальном хозяйстве должна вызывать существенно меньший рост тарифов для населения, чем в результате изменений, проведенных в одной из его отраслей. К сожалению, практика показывает, что повышение тарифов коммунальных организаций для населения не сопровождается соответствующим снижением тарифов для других потребителей. Это резко увеличивает социальные издержки проведения жилищно-коммунальной реформы.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |