Эффективность работы городского транспорта также сильно связана с реализованной планировкой кварталов города, как и эффективность работы коммунальных организаций. Длина пробега между остановками непосредственно влияет на эксплуатационные расходы, приведенные к единице перевозок, другими словами, в расчете на одного пассажира. Чем меньше пробег общественного транспорта между двумя остановками — при условии одинакового среднего числа вновь прибывающих на каждой остановке пассажиров, — тем больше объем перевозок, тем больше выручка автотранспортного предприятия.
Затраты на содержание социальной сферы в любом муниципальном образовании составляют едва ли не наибольшую часть расходов городского бюджета. «Сильная социальная политика» составляет, как правило, основную декларируемую цель выборных органов муниципального образования; в то же время в силу отсутствия четких критериев эффективности управления в социальной сфере здесь чаще всего звучат самые экстравагантные предложения, проводятся различные эксперименты. Долгосрочные результаты социальной политики часто являются также прямо противоположными заявленным краткосрочным целям; в этом отношении добиваться стратегических целей в этой сфере не менее сложно, чем проводить продуманную градостроительную политику. Для населения эффективность социальной политики часто сводится к количеству проведенных городских мероприятий — чем больше городских праздников, вдобавок шумно освещаемых прессой, тем лучше, по мнению многих избирателей, работает городская администрация. Эту особенность общественного мнения также необходимо учитывать. Однако комфортность повседневного проживания в городе определяется совсем другими направлениями социальной работы.
В ведении муниципального образования находятся средние общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения (сады и ясли), учреждения дополнительного образования (станции юных техников, студии и кружки бывших Домов пионеров, специализированные школы), а также школы-интернаты для детей-сирот и инвалидов. Профессиональное техническое образование и высшие учебные заведения находятся в ведении РФ и субъектов РФ, хотя следует отметить, что как в случае средних и дошкольных, так и в случае высших учебных заведений в настоящее время есть учреждения, фактически находящиеся в частной собственности. В данном случае «ведение» означает, прежде всего, финансирование из соответствующего — городского или федерального — бюджета.
Основные критерии результативности работы здравоохранения, с точки зрения управления этой отраслью, в принципе, такие же, как и в образовании: качество, экономичность, качество трудовой жизни. Тем не менее, кроме обычной специфики работы, накладываемой отраслевой специализацией, здесь есть и другие особенности как в самой организации работы лечебных учреждений, так и в их финансировании.
В круг организаций сферы культуры и искусства, управление которыми осуществляется со стороны города, обычно входят библиотеки (детские, районные, городские), музеи (истории города, изобразительных искусства, музеи-квартиры писателей и ученых, выдающихся общественных деятелей, другие учреждения), дома (дворцы) культуры (в составе которых ведут работу самодеятельные театры и студии, кружки). К организациям культуры относятся также музыкальные и художественные школы, действующие наряду с общеобразовательными (дающие дополнительное образование). Кроме того, город может иметь свои театры и кинотеатры, другие учреждения культуры.
Сложное социально-экономическое положение, возникшее в большинстве муниципальных образований в РФ, служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, в том числе и в сфере местного самоуправления.
Задача стратегического выбора при формировании концепции социально-экономического развития муниципального образования во многом сводится к выявлению и анализу внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих процессы развития. Под такими закономерностями принято понимать совокупность объективно существующих причинно-следственных связей, возникающих как внутри муниципального образования, так и вне его и обеспечивающих устойчивую тенденцию и направленность его развития.
Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество.