Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Воскресенье, 15.06.2025, 02:19
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История, политология, социология

Тенденции массового сознания в условиях кризиса режима Муссолини

2 апреля 1923 г. в Милане Муссолини сказал: «Я все время думаю о могучем жизненном ферменте, который оживляет новую генерацию итальянского племени. Вы, несомненно, много размышляли о том, что можно было назвать чудом истории рода человеческого: без всякой риторики можно сказать, что народ итальянский есть бессмертный народ, который сейчас обретает свою весну надежд, страсти и величия. Вспомним, что почти две тысячи лет Рим был центром империи, которая не имела границ, разве что крайних границ в пустыне, что Рим дал цивилизацию, великую правовую цивилизацию, прочную, как все его монументы, всему миру…» [1]. Муссолини ориентируется на Римскую империю, которую считает своеобразным «золотым веком» Италии, а Возрождение для него стоит на втором месте.
Муссолини является единомышленником Дж. Вико [2], рассмативавшего историю как поступательное циклическое саморазвитие наций, и О. Шпенглера [3], для которого история состояла в саморазвитии многих не связанных друг с другом культур. Муссолини не является рационалистом, Р. Декарт [4] явно не его учитель.
Для Муссолини история – это непознаваемое чудо, творимое самим человеком: «Мы любим устремлять нашу гордую волю к будущему. Эта итальянская молодежь колюча, бесстрашна, беспокойна, но сильна, и в этом несомненная гарантия того, что Италия движется к будущему свободы, процветания и величия. Соединимся в этом видении; склоним все наши нервы и всю нашу страсть к этому будущему, которого мы ожидаем и о котором кричим с религиозным пылом» [5]. Выше он говорит: «Мы должны хотеть, сильно хотеть! Лишь с этой силой воли мы сможем преодолеть любое препятствие. Мы должны быть готовы к любым жертвам» [6].
3 января 1925 г. Муссолини выступил в палате депутатов. Он от-метил: «…итальянская ЧК пока еще не существует… Если я создам ЧК, я создам ее, следуя тому факту, что насилие не может быть изгнано из истории. Я говорил, и это помнят те, кто за мной следовал в течение пяти лет жестокой борьбы, что насилие, чтобы достичь своей цели, должно быть хирургическим, интеллигентным, благородным» [7]. Кроме очевидной связи с марксистским пониманием насилия как «повивальной бабки истории», заметно, что государство, которое проектировал Муссолини, все же пыталось создать для себя некие правила игры с гражданином. Муссолини явно не желал, чтобы государственная маши-на вышла из-под его контроля.
2 апреля 1925 г. Муссолини отмечал в речи, произнесенной в Сенате: «Все войны объясняются исторически, но тот факт, что война преследует человеческое общество от Каина до наших дней, не объяснен, и, может быть, как и другие феномены, необъясним» [8]. Это проявление позитивистского агностицизма. О подготовке страны к войне Муссолини говорит: «Вооруженная нация? Это противоречие. Я бы не хотел, чтобы вооруженная нация во время мира превратилась в разоруженную нацию во время войны. Не стоит верить в то, что получилось в Швейцарии с ее особой географией и особой дипломатической ситуацией, сможет получиться и в Италии. Вооруженная швейцарская нация имеет вековые традиции. Не стоит бросаться в авантюрные эксперименты. Вооруженная нация в мирное время должна пониматься как вооруженная лишь духовно, она не может быть постоянной армией» [9]. Милитаризм Муссолини носит умеренный и моральный характер. Далее он за-дает вопрос: «Что было бы идеалом? Идеалом было бы иметь много кадров, много войск, много машин. Но здесь мы входим в сферу финансов; финансов, из состояния которых мы долж��ы исходить, ибо если финансы здоровы и прочны, найдутся необходимые миллионы, но если финансы рухнут, рухнет все» [10]. Ниже Муссолини указывает: «Мы должны стремиться к качеству, но также и к количеству» [11]. Далее, вступая в явное противоречие с ранее произнесенным, он утверждает: «…можем ли мы экономить на кадрах? Нет. Кадры – это скелет армии, они должны хорошо содержаться и иметь необходимую подготовку. Должны ли мы экономить на материалах, снабжении и машинах? Нет. Опыт войны это доказал» [12]. Видение истории у Муссолини противоречиво. С одной стороны, он рассматривает историю как объективный естественный процесс, с другой – объявляет человеческую волю непобедимой и все преодолевающей.
4 ноября 1925 г. Муссолини произнес речь в Риме: «Какие причины толкнули Италию к вмешательству в мировую войну? Были люди, поддержавшие войну во имя идеалов свободы, гуманитарной идеи и справедливости; другие желали вернуть родину к ее границам, и было третье течение, желавшее войны не во имя далеких целей или территориальных претензий, но просто желавшее вывести нацию из состояния моральной пустоты» [13]. Муссолини выступает здесь как идеалист, сводящий действия людей не к реализации интересов, а к реализации морального настроения. Далее он утверждает: «Я не спорю и не ставлю под сомнение патриотизм тех, кто в демолиберальном режиме стремился к войне. Патриотизм – без вопросов. Но демолиберализм является страницей достаточно печальной; мы не должны забывать его. Когда жизнь Нации поставлена на карту, не существует более прав индивидов; существуют лишь права народа, который должен быть спасен любой ценой» [14]. Данные слова не являются, строго говоря, тоталитарным принципом; они порождены самой европейской правовой культурой. Принцип «общественное выше частного» не выдуман Гитлером или Муссолини, это европейская правовая традиция, заложенная еще Древним Римом. Даже в наше время европейские конституции четко фиксируют чрезвычайные обстоятельства, при которых права человека ограничиваются в пользу государства.
В этой же речи Муссолини говорит: «Взглянем одним глазом на голубя мира, который летает над отдаленными горизонтами, но посмотрим и другим глазом на конкретные потребности жизни, на историю, которая не может быть втиснута ни в какой трактат, на историю, кото-рая демонстрирует рождение, рост и упадок индивидуумов и народов, историю, которая создает роковую эквилибристику. Надеемся, что завтрашняя история изберет путь отличный от сегодняшних реалий, но в ожидании этого чуда мы должны закалиться, мы должны иметь сильную армию, значительный флот, авиацию, которая господствует в небесах, и, прежде всего дух, который все классы общества располагает к самопожертвованию» [15]. Такой взгляд на предопределенность истории роднит взгляды Муссолини с кальвинизмом.
19 сентября 1932 г. Муссолини заявил: «…война есть единственная и высшая проверка добродетели порядков, а также физической и моральной крепости людей... [16]. Мистицизм Муссолини проявляется и в том, что он определяет неизбежность военной победы или поражения «спонтанными, чудесными и мистическими движениями, лежащими в основе народного сознания» [17]. Муссолини в данном случае выступает как позитивист-агностик. Однако он тут же повторяет Г. В. Ф. Гегеля: «История учит людей только тому, что ничему не учит» [18].
Вера в чудесные силы народного сознания, продемонстрированная Муссолини, напоминает веру В.И. Ленина в «самую чудесную на свете силу – силу рабочих и крестьян». 25 октября 1932 г. в Милане дуче провозгласил: «Мы в состоянии ставить любые задачи и решать их» [19]. Далее Муссолини заявил: «В течение ближайших десяти лет, не боясь прослыть пророком, скажу: Европа будет изменена. Она полна несправедливостей. Также против нас и прежде всего против нас» [20].
Заключение
Объявляя войну Эфиопии, Муссолини сказал: «В течение многих месяцев колесо судьбы, согласно импульсу нашей спокойной решимости, движется к цели: в настоящее время его скорость все быстрее и его не остановить! Но это не только армия, которая движется сообразно своим целям, но это и народ в 44 миллиона душ, против которого пытаются совершить черную несправедливость: отнять у него еще немного места под солнцем» [21]. Апелляции Муссолини к судьбе созвучны взглядам античных историков, которые (например, Геродот и Полибий) ставили судьбу даже выше богов.
Философия истории Муссолини носила эклектический характер. Тем не менее он всегда был агностиком, разочарованным в рационализме. Его мировоззрение основывалось на иррационализме, проистекавшем из всеобщего морального разочарования, вызванного Первой мировой войной, и из неожиданных экономических успехов фашистского режима.
Список литературы
1. Мussolini B.Discorso del 2 aprile 1923. Milano // Режим доступа: http://www.dittatori.it.
2. Дж. Вико (1668–1774) – крупнейший итальянский философ эпохи Просвещения.
3. О. Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ и историк, представитель философии жизни.
4. Р. Декарт (1596–1650) – французский математик, философ и физиолог.
5. Ibidem.
6. Ibidem.
7. Мussolini B. Discorso del 3 gennaio 1925. Instaurazione della dittatura // Режим доступа: http://www.dittatori.it.
8. Mussolini B. Discorso del 2 aprile 1925 // Режим доступа: http://www.dittatori.it.

9. Ibidem.
10. Ibidem.
11. Ibidem.
12. Ibidem.
13. Мussolini B. Discorso del 4 novembre 1925. Anniversario della Vittoria // Режим доступа: http://www.dittatori.it.
14. Ibidem.
15. Ibidem.
16. Mussolini B. Discorso del 19 settembre 1932. Monumento al Bersagliere // Режим доступа: http://www.dittatori.it.
17. Ibidem.
18. Ibidem.
19. Mussolini B. Discorso del 25 ottobre 1932. Milano // Режим доступа: http://www.dittatori.it.
20. Ibidem.
21. Mussolini B. Discorso del 26 ottobre 1935 // Режим доступа: http://www.dittatori.it.



Источник: http://www.unique-material.com/#!blank/c14bv
Категория: История, политология, социология | Добавил: Автор (24.09.2015)
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz