Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Суббота, 14.06.2025, 10:15
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » История, политология, социология

Распад СССР

К началу 80-х годов СССР достигает нового технического уровня, развиваются различные отрасли промышленности, такие как, например: электроника, атомная промышленность, приборостроение и прочие. Приобретает массовость создание аграрных, производственных, научно-производственных, межколхозных объединений. Формируется транспортная система, система газо- и нефтеснабжения. Более тесными становятся отношения между регионами. Однако сохраняется командно-административная система, и продолжает практиковаться планирование.
Высшим руководством на съездах партии принимались решения для преодоления ведомственной бюрократии. Однако в большинстве своем эти решения так и оставались на бумаге. Экстенсивное экономическое развитее не сменялось интенсивным. Медленно шло развитие научно-технического прогресса. Прогресс сдерживался устаревшей системой управления. Копились деформации и в планировании. Допускалось множество просчетов в товарно-денежных отношениях, и в экономической политике.
Курс на улучшения качества жизни, на повышение доходов и образования населения вел к увеличению потребностей, к росту спроса на более новые и качественные товары. Однако производство товаров потребления, развитие транспорта, инфраструктуры, развитие сферы услуг, медицинского обслуживания, сферы отдыха было на низком уровне. В начале 80-х возникает потребность в социально-экономическом обновлении, выработке новых приоритетов, политики. Однако это так и не было воплощено в жизнь, и деформация в экономической и социальной жизни все усиливалась.
Росло количество депутатов местных и Верховных Советов. Роль рабочего класса в принятии важнейших государственных и политических решений падала. Фактически, их основной задачей становилась передача воли населения в исполнительные органы Советов. Депутаты Советов лишались самостоятельности в законодательном плане, возможности влиять на государственное законодательство, на воплощение в жизнь принятых решений. В большинстве, работа на сессиях имела исключительно формальный характер. Правилом становится принятие решений единогласно. Зачастую на сессиях обсуждаются второстепенные, неважные или заранее решенные вопросы. Действия исполнительных органов практически не контролируются выборными органами, из-за чего происходит усиление
Схожие процессы были и в прочих общественных организациях, профсоюзах, комсомоле.
В первой половине 80-х сильно растет их численность. К началу 80-х в профсоюзах СССР состояло около 130 миллионов рабочих и служащих и около 12 миллионов колхозников. Всего в профсоюзах состояло на тот момент 98% всех рабочих. Росла и численность ВЛКСМ. Например в начале 70-х годов в комсомоле состояло 27 миллионов. человек, в начале 80-х – 41 миллион.
Также, важным показателем общественной и политической жизни является характер контрольной деятельности трудящихся. К 1980 годам в СССР насчитывалось приблизительно 1,3 миллиона постов и групп народного контроля. По данным, на первое января 1986г. Членами народного контроля являлось около пяти миллионов рабочих. На практике же конца 70-х – начала 80-ч годов реальное воздействие контрольной политики рабочих на различные политические процессы, как формирование или реализация политики было совсем незначительным.
Задел кризис и саму партию. КПСС после ХХ съезда пыталась преодолеть результаты культа личности Иосифа Сталина, демократизировать политическую жизнь партии. Но только в теории. На практике же партийный демократизм отсутствовал. Коммунистическая партия расслоилась на три части: политическую верхушку, руководящих, и обычную серую партийную массу. Заметно падает роль выборных органов партии. Да и в целом реальная власть переходит к конкретным людям: секретарям, к различным бюро и к прочим партийным органам.
Да и в составе партии было много политически незрелых людей. С 60-х по 80-е гг. КПСС увеличивался искусственно. Также, в партию выдвигали специалистов сельского хозяйства, промышленности. Не обращая внимания на их навык общения, решения проблем и на отсутствие их политических навыков.
Страдала и экономика. Командно-административная система вела к превращению КПСС в орган, решающий местные социальные, культурны, экономические и иные проблемы. Комитеты партии принимают на себя многие распорядительные функции, прибегая, как правило, командные методы. Именно распорядительная и административная деятельность стала причиной замены этими методами методов политических.
Так, к 80-м годам становится очевидным, что цели КПСС, Указанные в составленной на ХХ съезде программе не удастся реализовать в ближайшее время. Была необходима новый идейно-теоритический фундамент. Об этом и о его сути сказал Генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев. Он высказал мысль, о том, что итогом пройденного народом Советов пути является построение социализма. Так концепция строительства коммунизма заменяется концепцией строительства социализма. И в дальнейшей пропаганде этой идеи строительство социализма было обозначено как высшее достижение общественного прогресса.
Первые годы «нового курса» мало затронули существовавшую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики стала авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 года во время испытнаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков станции. Информация о трагедии не сразу стала доступна общественности и населению. Это явилось позднее одной из главных причин огромных последствий катастрофы.
Произошедшее в Чернобыли ускорила экономическую реформу, принятую в 1987г. Главным в реформе был переход от административных к экономическим методам управления производством. Были приняты законодательные акты, ставящие своей целью совершенствование управления экономикой. Были распущены некоторые министерства и ведомства, увеличивалась самостоятельность предприятий. Однако несмотря на принятые меры, по большинству показателей плановые задания в большинстве областей не выполнялись. Кроме того, усиливалась нехватка продовольствия и прочих товаров. Вырос бюджетный дефицит, чему способствовало уменьшение поступлений с экспорта нефти.
В конце 80-х многие ученые, экономисты, руководители партии признали необходимость развития рыночных отношений. Первый съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой экономической модели. В нее входили: уменьшение вмешательства государства в управление народным хозяйством, обновление отношений и образование рынка.
Так, на рубеже 80-х – 90х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов для производства некоторых видов товаров. По закону о государственном предприятии 1987 года предприятия наделялись широким кругом прав. На планирующие организации легли обязанности по определению контрольных цифр хозразвитию и определению размеров госзаказа. Предприятия же получили возможность продавать сверхплановый товар самостоятельно. Но отсутствие рыночных механизмов создавало проблемы по реализации этих прав. Был принят призванный содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это же были направлены реформа банковской системы, создание коммерческих банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с иностранными предприятиями фирмы. Высшее правительство страны понимало, что экономическая система устарела, и старалась реформировать и реанимировать ее. К концу 1990г. В СССР насчитывалось около 50 000 фермерских хозяйств, которые производили приблизительно 1% всей сельхозпродукции. Экономичская реформа не помогла улучшить дела в народном хозяйстве. В конце 80-х годов резко сократился темп роста промышленных товаров.
Увеличивался дефицит бюджета, росла безработица. По подсчетам, в начале 90-х годов в стране только по официальным данным было 6 миллионов безработных.
Произошли изменения и в сельском хозяйстве. Начали появляться частные крестьянские и фермерские хозяйства.
Остро стоял и национальный вопрос. К середине 80-х годов 20 века в состав СССР входили 15 республик: Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Белорусская, Киргизская, Литовская, Латвийская, Молдавская, Таджикистан, Туркмения, Узбекская, Украинская, Эстонская, Казахская, и, конечно же, РСФСР. Население этой огромной территории составляло приблизительно 270 миллионов человек. Население государства обладало широким национальным разнообразием. И по мнению Руководства СССР, национальный вопрос того времени был решен и развитие всех регионов было уравнено. Однако на самом же деле в народе были многочисленные противоречия в отношениях между народами, переходили эти противоречия и в открытые конфликты. Нагнетал обстановку и экономический кризис, буйствующий во всем народнохозяйственном комплексе.
В связи с этими факторами и неспособностью власти справиться с проблемами росло недоверие ей и недовольство ею в республиках. Население было недовольно ситуацией, усугубляющейся еще и экологическим положение в стране, пагубно на которую повлияла, например, авария на Чернобыльской АЭС. Помимо всего, руководство страны ошибалось в том, что национальный вопрос решен, ибо на местах недовольство было вызвано, в первую очередь, недостатком внимания высшей власти, малому вниманию регионов и непропорциональному ему вниманию центру. Местная оппозиция проявлялась в политических партиях и движениях, так например «Рух» в Украине. Такие партии и объединения становились одними из главных пропагандистов идеи выхода союзных социалистических республик из состава СССР. К таким сепаратистским движениям руководство страны оказалось тоже не готово.
Таковым проявлением сепаратизма, к примеру, были массовые митинги в поддержку выхода из СССР в Алма-Ате, Казахстан в 1986 году. Назначение русского, Г. Коблина первым секретарем компартии Казахстана и стало поводом для манифестантов. Общественное недовольство процветало и в других республиках, и в Украине, и в Прибалтике, и в Белоруссии. Народ хотел обнародования, хотел знать многие договоры, требовали опубликования, например, советско-немецких договоров 1939г., или информации о депортации людей из Прибалтики в период коллективизации.
В 1988г. Начинаются вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Естественно, внутренний конфликт тоже не способствовал сохранению целостности государства. Нагорный Карабах входил в Азербайджанскую ССР, однако на ее территории преимущественно проживали армяне. В результате конфликтов появись тысячи беженцев. Также, в апреле 1989г. Прошли массовые демонстрации в г.Тбилиси. Главными требованиями, которые выдвинули демонстранты, являлись демократические реформы и независимость Грузии. Абхазская АССР также хотела выделиться из состава Грузии, и за это выступал е народ.
Идея выхода из СССР получала популярность и в других краях страны. Так, в Прибалтике в конце 80-х годов увеличивается движение за независимость. Поначалу народ хотел признания коренного языка национальным, на ограничении въезда в регион, и на даче высшим управляющим органам реальной независимой власти. Позже предлагалось обособить Прибалтику и с экономической точки зрения: в программе было сосредоточение управления над народным хозяйством в местных структурах власти и признать приоритет законов республики над общесоюзными. В продолжение, осенью 1988 года на выборах в местные органы управления Латвии и Литвы одержали победу представители народа этих республик. Они определяли свою ключевую задачу выходом из СССР и получение полной независимости, создание независимых от Советского Союза государств. Кризис в стране набирал все новые обороты.
Глава 2. Ход распада.
В Эстонской ССР в ноябре 1988года Верховный Совет утверждает Декларацию о государственном суверенитете. Так, СССР остается без одной из республик. Позднее идентичные документы принимаются в Литве и Латвии. В 1989году о суверенитете заявляет Азербайджанская ССР, а в 1990г. – Молдавская. Вслед за объявлениями о суверенитете прошли выборы президентов бывших союзных и уже независимых респблик.
12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР принята Декларация о государственном суверенитете России. В ней законодательно закрепляется приоритет законов республики над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, а вице-президентом – А.В.Руцкой.
Декларации о суверенитете союзных республик поставили центральным вопросом политики дальнейшее существование СССР. 4 съезд народных депутатов в 1990 году высказался за существование Советского Союза и его преобразование в федеративное, демократическое государство. На съезде было принято постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой нового Союза станут принципы, которые были изложены в декларациях республик: всеобщее равноправие, право на самоопределение и демократическое развитие, целостность территории. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации независимых республик. За сохранение СССР высказались 76% общего числа участвовавших в голосовании.
В апреле-мае 1991 года в подмосковной резиденции президента СССР в Ново-Огарево прошли переговоры М. С. Горбачева с руководителями союзных республик. Темой стал вопрос о новом союзном договоре. Все участники поддержали эту идею, были за создание обновленного Союза и за подписание такого договора. Проект договора предусматривал создание
ССГ – Союза Суверенных Государств, как демократической федерации с равенством суверенных союзных республик. Планировались реформы в управлении страной, в системе выборов, принятие новой Конституции. Намечалось подписание договора на 20 августа 1991 года.
Публикация проекта нового договора союзных республик и обсуждение его принятия усилили раскол в обществе. Сторонники Горбачева видели в этом договоре снижение угрозы конфронтации и риска гражданской войны. В то время как сторонники движения «Демократическая Россия» продвигали идею о подписании договора не более чем на год. За этот год предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать в его ведение вопрос о порядке и системе формирования общесоюзных властных органов. Некоторые ученые-общес��воведы выступали против нового договора. Они расценивали договор как результат поражения центра перед требованиями сепаратистских сил в союзных республиках. Противники нового договора опасались, что переделывание СССР вызовет только усиление экономического кризиса и разрушит существовавший комплекс народного хозяйства. Буквально за несколько дней до даты подписания договора силы оппозиции предприняли попытку остановить распад государства и положить конец реформам.
В ночь с 18 на 19 августа М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о том, что М. С. Горбачев по состоянию здоровья не может выполнять свои президентские обязанности. В стране было введено чрезвычайное положение на шесть месяцев, были запрещены забастовки и митинги. Объявлялось о создании нового властного органа – ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям, в который вошли вице-президент Г. И. Янчаев,
председатель КГБ В. А. Крючков, премьер-министр В. С. Павлов и другие представители власти. Свою задачу ГКЧП характеризовала как преодоление экономического и политического кризиса, преодоление гражданской и межнациональной конфронтации и анархии. На практике эти слова значили восстановление порядков СССР до 1985года.
Центром событий августа стала Москва. В город были введены войска. Был установлен комендантский час. Большая часть населения, в том числе работники партии, не оказывали доверия и поддержки ГКЧП. Б. Н. Ельцин, президент России призывал граждан поддержать законную власть. Он расценивал действия ГКЧП как государственный антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение президента всех расположенных в республике общесоюзных органов власти.
Правление ГКЧП не оказалось долгим. 22 августа произошел арест членов ГКЧП. По указу Ельцина деятельность КПСС прекращалась. И 23 августа прекращалось ее существование как правящей госструктуры.
Произошедшее 19-22 августа еще более приблизило распад СССР. Украина, а позже и другие республики в конце августа заявили о создании самостоятельных, независимых государств.
После августовских событий М. С. Горбачев сделал официальный визит в Мадрид, чтобы встретиться с лидерами западных стран и заручиться их поддержкой по спасению Советского Союза. В итоге, новый варинт союзного договора был готов к 25 ноября 1991года. В этом договоре учитывались новые реалии жизни страны в целом и конкретно республик и народов. Однако обсуждение договора остановилось на обсуждении территориально-политического устройства страны. Горбачев выдвигал идею о союзном государстве с новым центром, которому по решению республик Союза будут предоставлены соответствующие полномочия и обязанности. На удивление президент России, Б. Н. Ельцин, при поддержке С. С. Шушкевича выступил против нового союзного договора.
В начале декабря 1991 года в Беловежской пуще, недалеко от Минска состоялось совещание руководителей трех независимых самостоятельных государств – Б. Н. Ельцина (Россия), Л. М. Кравчука (Украина), и
С. С. Шушкевича (Белоруссия). Так, восьмого декабря было официально заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 года и о прекращении вместе с ним действия государственных органов СССР. Тогда же главы договорились о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик фактически перестает существовать.
С юридической же точки зрения эти три республики могли лишь заявить о своем выходе из СССР. Так что до тех пор пока договор сохранял силу для других его участников, он юридически был действующим и СССР все еще существовало. Также в Беловежском соглашении не было указано, что оно должно быть ратифицировано, что было нарушением конституционного законодательства. Кроме того, возможно, проект соглашения не был подвергнут не только юридической, но еще и лингвистической проверке, так как в тексте присутствуют орфографические и смысловые недочеты, исправленные только позднее при официальной публикации.
«По своей юридической природе Беловежский документ являлся соглашением между тремя республиками, юридически продолжавшими оставаться субъектами существующего федеративного устройства».
Фактически же СССР распалось на независимые республики, объединенные в СНГ, к которому 21 декабря по Алма-Атинскому соглашению присоединилось еще 8 республик: Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В 1993 году 24 сентября к СНГ присоединился и Азербайджан.
Глава 3. Итоги распада.
Итак, перестройка, которая была призвана осуществить демократические перемены в стране, закончилась. Одним из главных ее итогов стал распад многонационального огромного, и когда-то могучего государства. Ранее союзные республики теперь стали республикам президентскими. В руководящей верхушке этих государств было много бывших участников партии. Каждой из республик теперь предстояло самостоятельно искать, как же выйти из кризиса. В отныне суверенной Российской Федерации это была задача для демократических сил, во главе с президентом России Б. Н. Ельциным.
Оставалось множество нерешенных проблем: например, распределение общесоюзной собственности, и менее приятное – внешних долгов. Появившийся механизм двусторонних договоров и соглашений между постсоветскими республиками оказался недостаточным для регулирования этих вопросов. Зато создание СНГ помогло с их решением.
Внутри страны и за ее рубежом остро стояли такие вопросы такие: поведение участников СНГ в вопросах о ядерном вооружении, о реформе рынка и вопрос о внутренних границах.
Будучи на международной арене, бывшие советские республики подтвердили свою приверженность принципам и целям ООН, обязались соблюдать международные нормы в области прав и свобод человека и гарантировали выполнение международных договоров, заключенных Советским Союзом



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: История, политология, социология | Добавил: Автор (16.10.2015)
Просмотров: 624 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz