Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Воскресенье, 15.06.2025, 01:52
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление

СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Введение
В настоящее время очевидно, что коррупция оказывает разрушительное, дестабилизирующее воздействие на все государственные институты, угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Как антигосударственное и общественно опасное явление коррупция оказывает разрушительное воздействие на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества.
Институты гражданского общества России, международные организации и эксперты, а также политики, оценивают степень пораженности коррупцией общественной жизни и органов власти в Российской Федерации как высокую, а на Северном Кавказе – как очень высокую. Так, выступая на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвящённом ситуации на Северном Кавказе, глава государства подчеркнул, что одной из основных проблем Северного Кавказа является коррупция, которая напрямую угрожает национальной безопасности страны и является фактом пособничества сепаратистам.
По оценкам ООН, ежегодно в мире легализуется до 500 млрд. долл. так называемых «грязных денег», поступающих из России, в том числе и по каналам коррупции, что составляет около 8% от общего объема международной торговой деятельности.
Исходя из этого очевидно, что коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое и социальное развитие нашей страны. В этих условиях изучение влияния коррупции на различные сферы жизни общества и государства, в частности ее социальных и политических последствий в современной России, является весьма актуальным.
Основная часть
Коррупция как явление многоаспектное многоуровневое, системно организованное и органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую и политическую составляющие, проявляется и оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику.
Большинство отечественных и зарубежных специалистов в области предупреждения или противодействия преступности придерживаются мнения, согласно которому социальные последствия коррупционного поведения – это реальный вред, причиняемый коррупционной деятельностью, общественным интересам, выражающийся в совокупности причинно-связанных с совершенными преступлениями прямыми и косвенными, непосредственными и опосредованными негативными изменениями, которым подвергаются социальные ценности, а также совокупность экономических и иных издержек общества, связанных с борьбой с преступностью и социальной профилактикой.
Все негативные социальные последствия можно условно разделить на самостоятельные группы: социально-экономические, социально-политические, нравственно-психологические, правовые, международные и другие. Из негативных социальных последствий коррупции, по мнению специалистов, социально-политические последствия являются одними из наиболее пагубных и вредоносных для государства и общества.
Социально-политические последствия коррупции не ограничиваются лишь прямыми потерями в различных сферах общественной жизни. Они довольно часто проявляются в форме создания и разрастания по всем параметрам политической напряженности или конфликтности в современном российском обществе.
Говоря о социально-политических последствиях, отметим, что наибольшее влияние на эту сферу оказывает политическая коррупция.
Политическая коррупция, по мнению ряда авторов, проявляется, во-первых, в утрате коррумпированным государственным аппаратом и его звеньями управляемости и надежности и часто вследствие этого невозможности проводить через него государственную политику, выраженную в законах и других нормативных актах; во-вторых, в фактической зависимости граждан не от законов, регулирующих общественные отношения, а от произвола коррумпированных представителей государственного аппарата и, в-третьих, в создании и укоренении в общественном сознании отрицательного образа политического режима как коррумпированного.
В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин «коррупция» применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, «испорченную») форму монархии. О ней писали Макиавелли, Руссо и многие другие мыслители прошлого. В ХХ веке из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.
Специфика политической коррупции заключается в том, что она представляет собой верхушечный тип коррупции, значительно отличающийся от уровня низового. Дело в том, что корыстные мотивы на нижестоящих уровнях социальной организации (инспектора ГИБДД, чиновники низших рангов, преподаватели, врачи и т.д.) имеют, как правило, конкретное материальное воплощение: четко оговоренные суммы денег или объемы запрашиваемых услуг. В ситуации с коррупцией политической и размер вознаграждения, и сам факт этого вознаграждения зачастую скрыты от глаз общественности и правоохранительных структур. То есть вредоносность такого явления очевидной для рядового человека представляется не всегда.
В тоже время, даже единичные факты политической коррупции, становясь достоянием гласности, ставят под сомнение доверие со стороны избирателей органам государственной власти и местного самоуправления, которые они выбирали. Поэтому любые их благие начинания в сферах экономики, управления и политики принимаются с большим недоверием и тем самым ставятся под угрозу срыва и, как следствие, снижают политическую и деловую активность, а также предпринимательскую инициативу населения.
Коррупция, постоянно распространяясь, приспосабливаясь и трансформируясь (видоизменяясь) в общественной жизни, значительно увеличивает экономические риски, повышает уровень криминализации современного российского общества и подрывает доверие к еще не устоявшимся институтам демократии. Это обусловлено тем, что снижается здоровая политическая конкуренция при занятии высших государственных должностей, и имеются большие возможности их занятия политически однородными, богатыми в финансовом отношении группировками (блоками, партиями, движениями и т.п.), преследующих в основном личные или корпоративные корыстные интересы, а сама власть (государственная и муниципальная) становится предметом купли-продажи.
При этом сама коррупция, развиваясь и пуская глубокие корни, в политической системе общества, постепенно изменяет (ослабляет и деградирует) социальные функции не только основных политических институтов, но и всей политической системы в ущерб общественным интересам. Как следствие происходит разрушение политико-правовой культуры в обществе, субъекты политики в погоне за сиюминутными краткосрочными политическими результатами и личным успехом забывают о решении стратегических задач.
Под воздействием коррупции в законодательных органах власти возможно принятие правовых норм, которые устанавливают новые правила, основанные не на объективно интересах общества в целом, а на личных интересах отдельных физических или корпоративных интересах юридических лиц. В результате происходит разрушение правосознания граждан, формируется пренебрежительное отношение к действующему законодательству, провоцируется социальная и политическая напряженность, что производит самодетерминацию или самовоспроизводство коррупции во всех сферах жизни общества.
Недоверие органам государственной власти в некоторых случаях приводит к проведению массовых политических акций протеста (в виде забастовок, пикетов, блокады транспортных магистралей, железных дорог и т.п.), наносящих значительный экономический ущерб и прямые материальные потери. Оно подрывает веру населения государства или региона в социальную справедливость, создает политическую нестабильность в обществе, чреватую еще большими политическими конфликтами, а в совокупности с другими негативными факторами в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления может привести к еще большей политической напряженности. Такая напряженность может перерасти в стихийные вооруженные мятежи и организацию вооруженных попыток захватить власть в наиболее социально неблагополучных регионах.
Так, по расчетам некоторых западных аналитиков, существующий уровень коррупции, рейдерства и эффективности управления государством, при низких ценах на нефть, уменьшении численности населения, снижении золотовалютных резервов и промышленного потенциала России, в течение 4-6 лет приведет к распаду страны по сценарию 1991г. из-за нарастания комплекса внутренних экономических и политических проблем.
Таким образом, социально-политические последствия коррупции проявляются в функциональной, политической и моральной деградации центральных и местных органов публичной власти, являющейся следствием распространения политической коррупции, в снижении открытой и ответственной политической компетенции, обнищании населения и росте социальной напряженности.
Усугубляется социальное неравенство, так как у наименее обеспеченных групп населения из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение). Резко ухудшается кадровый потенциал, прекращается процесс регенерации элит, нивелируется значение образования и профессиональных заслуг.
Следствием коррупции являются потеря государственные институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам; дискредитация в глазах граждан идей, подходов и принципов, которые государство декларирует, но не выполняет (например, открытость и прозрачность); снижение качества публичного управления; установление системы принятия неофициальных решений; наличие тесных связей между организованной преступностью, государственными служащими и коррумпированными политиками и т. д. Распространяется правовой нигилизм, который, в свою очередь, становится питательной средой для коррупции.
Многие исследователи отмечают, что размах коррупции в нашей стране в сфере государственного управления столь значителен, что в массовом сознании давно уже укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего или должностного лица практически невозможно решить ни одной житейской проблемы. Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки, в самых различных формах, соответствующему чиновнику.
Именно на этом уровне формируется негативное отношение людей к государству и праву, формируется представление о тотальной «продажности» и коррумпированности должностных лиц. По данным авторитетного украинского криминолога, занимающегося исследованием коррупционного поведения в обществе - Н.И. Мельника, в подобной социально-политической ситуации «власть воспринимается гражданами не как выразитель их интересов, а как источник опасности их правам и свободам».
Согласно данным социологического исследования, проведенного профессором
В.К. Егоровым, невзирая на высокий рейтинг Президента России, почти 70% населения нашего государства испытывают отчуждение от власти и недоверие к государственным чиновникам.
По данным социологического исследования, проведенного специалистами фонда ИНДЕМ, у 32,5% российских граждан вырабатывается ощущение ненависти к государственной системе, которая ставит людей в такое положение, когда для решения большинства социальных вопросов населению приходится передавать взятки чиновникам.
По оценкам исследователей уровень доверия к представителям власти, за редким исключением, резко снижается. Необходимо отметить значительное падение авторитета выборных органов власти, в особенности Государственной Думы и Совета Федерации. Значительная часть членов Совета Федерации и депутатов Госдумы фактически занимает свои должности номинально. Граждане не верят в способность государства оказывать качественные услуги. 80% граждан считают, что они не способны защититься от произвола чиновников, милиции или налоговиков законными способами, 60% граждан считают, что не смогут отстоять свои права в суде в случае их нарушения.
Кроме того, обычными становятся двойная мораль и двойные стандарты в поведении, то есть при общем взгляде на недопустимость коррупции у большой части населения страны постепенно складывается «стереотип коррупции» как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам. В частности, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по мнению ряда исследователей, являются оправдание взятки за: освобождение от службы в армии, получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении, получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных знаний и умений, более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку, поступление в престижный государственный ВУЗ, освобождение от наказания за преступление или его смягчение, освобождение от ответственности за любое правонарушение, получение вне очереди любых благ «причитающихся по закону», попустительство по работе со стороны руководителя. Этот список, к сожалению, может быть продолжен.
Еще одним негативным последствием коррупции является создание угроз национальной безопасности и государственной целостности. В пункте 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, подчеркивается, что сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности.
В силу не только нарастания вышеозначенных внутренних проблем, связанных с коррупцией, но и коррупционных нарушений непосредственно в сфере обеспечения национальной безопасности, делает страну уязвимой к внешнему влиянию.
Коррумпированные чиновники являются потенциальными объектами вербовки со стороны иностранных спецслужб. Этому способствует принятие такими государственными служащими или их ближайшими родственниками иностранного гражданства, открытие личных счетов в иностранных банках и приобретение дорогостоящей недвижимости за границей. Необходимо отметить, что в последнее время США и ряд других западных стран активно демонстрируют стремление к снижению напряжения в двухсторонних отношениях с Россией. В результате, по данным социологических исследований, более 60% россиян считают, что внешняя военная угроза для России отсутствует. Однако, по информации из зарубежных источников, снижение международного давления на Россию преследует своей целью недопущение роста патриотических настроений в обществе и мобилизации его усилий на решение внутренних проблем.
Последствием коррупционных проявлений является также снижение доверия международных партнеров и авторитета государства в мировом сообществе, нанесение ущерба внешнеполитическому имиджу России. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Россия состоянию борьбы с коррупцией занимает одно из последних мест в мире.
Внешнеполитический имидж России в значительной степени зависит от способности государства и общества решать внутренние проблемы. Высокий уровень коррупции ассоциируется у международных партнеров со слабостью государственной власти, высоким уровнем бедности, отсутствием демократии, свободы СМИ и независимой судебной системы. При этом существенный ущерб имиджу России наносит большое количество жалоб в Европейский суд по правам человека (более 25% всех обращений), являющихся следствием неудовлетворительной работы отечественной судебной системы.
Говоря о социально-политических последствиях коррупционных проявлений, нельзя не отметить негативные тенденции в социальной сфере, которые наиболее болезненно затрагивают большинство населения страны.
Особо значимые последствия в последние годы приобрела коррупция в сфере государственного здравоохранения и социальной защиты. По результатам исследования ВЦИОМ, здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества. Большие проблемы отмечаются в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
По оценке исследователей, несмотря на почти двукратное увеличение бюджетного финансирования, медицинское обслуживание граждан качественно не улучшается. При этом в сфере здравоохранения отмечается один из самых высоких уровней бытовой коррупции. Сложилась ситуация, при которой государственные и муниципальные медицинские учреждения рассматривают бюджетное финансирование как плату государства за создание видимости бесплатного здравоохранения. На базе бюджетных учреждений сформировалась скрытая система платной медицинской помощи в виде неофициальных поборов. В наихудшем положении оказываются наименее обеспеченные граждане (пенсионеры, работники бюджетной сферы, инвалиды и т.д.), вынужденные тратить на медпомощь значительную часть своего дохода.
В области образования основным проявлением коррупции являются взятки за поступление в высшие учебные заведения, масштабы которых достигают размеров, недоступных даже гражданам со средними доходами. С введением в действие системы единого государственного экзамена стали отмечаться факты взяток за обеспечение высоких баллов, при этом, как отмечают исследователи, уровень коррупции вопреки ожиданиям, с введением ЕГЭ не только не снизился, но и увеличился. В результате Россия заметно отстает от других развитых стран по уровню и качеству образования. В частности, в нашей стране законченное высшее образование имеют лишь 15% населения, в то время как в США около 30%.
В высших учебных заведениях широкое распространение получили взятки и вымогательство при поступлении и сдаче сессий. Размеры взяток за поступление в отдельные престижные вузы превышают 50 тыс. долл. США. Как следствие, более 60% граждан хотели бы отправить своих детей учиться за границу. Тормозится формирование инновационной среды и необходимой инфраструктуры (технико-внедренческие зоны, технопарки и т.д.).
В области социального обеспечения развита практика выселения из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. При этом происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур.
Один из приоритетных национальных проектов – «Доступное жилье» фактически сорван из-за бюрократических проволочек и региональной коррупции. Местные власти неохотно идут на безвозмездное выделение земельных участков под реализацию нацпроекта и не предпринимают необходимых мер по подготовке инженерных коммуникаций. Кроме того, инвесторам навязываются подконтрольные местным властям подрядчики, не заинтересованные в повышении качества строительства и эффективном расходовании бюджетных средств. Высокие непроизводственные расходы и забюрократизированность процесса получения документов при строительстве жилья провоцируют застройщиков на искусственное завышение стоимости жилья и получение сверхприбыли.
По оценке исследователей, реформа ЖКХ фактически сорвана, в связи с тем, что региональные чиновники, как правило, рассматривают ее исключительно как источник личного обогащения. Недобросовестными чиновниками в массовом порядке предпринимаются действия по приватизации коммунальных объектов на подконтрольные им компании. В результате создаются препятствия развития рыночных отношений в данной сфере. Как следствие, цены на коммунальные услуги во многих регионах при неизменном качестве предоставляемых услуг значительно выросли и практически сравнялись с уровнем доходов населения, что ведет к массовым неплатежам.
Значительные коррупционные проявления отмечаются в сфере призыва в Вооруженные силы России, где уже сложилась такса за незаконное освобождение от службы в армии, так называемый «откос», и действуют коррупционные механизмы, основными элементами которых являются сотрудники военкоматов и члены призывных комиссий. Следствием этого является явно выраженная дискриминация граждан по призыву, в результате которой на службу попадают преимущественно выходцы из бедных слоев населения.
Безусловно, в настоящей работе приведен далеко не полный перечень наиболее значимых негативных социально-политических следствий проявления коррупции в современной отечественной общественно-политической практике. Как справедливо отмечает Н.Н. Шохин, «в условиях несовершенства законодательства и государственно-правовых институтов коррупция пустила глубокие корни».
Заключение
Подводя итог, отмечу, что коррупция как социальное явление охватывает все основные сферы жизнедеятельности российского общества. В результате национальным интересам нашей страны наносится огромный и невосполнимый ущерб. Ослабляются существующие демократические институты, усугубляется социальное, экономическое и политическое неравенство граждан, увеличивается бедность, растет социальная напряженность.
Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия сейчас переживает не просто модернизацию, а коренные преобразования, поэтому неудивительно, что Россия следует общим закономерностям развития, в том числе - негативным. В этих условиях первостепенное значение имеет выстраивание системного ответа коррупционным проявлениям на уровне государственной антикоррупционной политики.
Список литературы
Михайлов В.И. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на современном этапе. Тема 1 (материалы дистанционного обучения).
Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001.
Кузнецов Ю.А., Силинский Ю.Р., Хомутова А.В. «Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции». М.
Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. // Курс лекций. М., 1999.
Кузнецова Н.Ф. Борьба с коррупцией в странах СНГ // Сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. «Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы». / Под ред. В.В. Лунеева. М.: Юристъ, 2001. С.
Преступность и реформы в России / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 1998.
Мишин Г.К. О теоретической разработке проблемы коррупции. // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М.: Юристъ, 2001.
Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение. Взятка и коррупция. М., 1992.
Лопатин В.Н., Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола»). //Государство и право. 2003. № 4.
Латов.Ю Коррупция: причины, экономические последствия и влияние на развитие общества,2012. Источник: Центр дистанционного образования Элитариум http://www/elitarium.ru/.
http://borshev-a-n.livejournal.com/5180.html.



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: Государственное и муниципальное управление | Добавил: Автор (08.10.2015)
Просмотров: 3038 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz