Проблемы коррупции сегодня актуальны для всего мира. Для свободного демократического общества коррупция – это враг номер один. Коррупция – серьезная угроза для государства. Она снижает его дееспособность, тормозит экономическое развитие и нарушает принцип верховенства закона. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти.
К примеру, одним из самых последних ярких примеров разоблачения коррупции
в ряде европейских стран в самых высоких эшелонах власти, а именно в Италии, – стали похороны 65-летнего Витторио Казамоники, который принадлежал к могущественному мафиозному цыганскому клану Казамоника, действующему в столичной области Лацио.
Траурная церемония состоялась в римской церкви Сан Джованни Боско, украшенной изображениями босса в белом костюме с надписью «Витторио Казамоника – царь Рима» и транспарантом «Ты завоевал Рим, теперь ты завоюешь рай», куда гроб с телом покойного мафиози был доставлен на старинной карете, запряженной шестеркой лошадей с черными плюмажами. Затем на черном роллс-ройсе Казамоника отправился в последний путь. Торжественные проводы босса столичной мафии в лучших традициях современных шоу завершились дождем из алых лепестков, которые разбрасывались с вертолета.
Мафиозный клан Казамоника, с 1970-х годов полностью контролирующий всю криминальную деятельность в юго-восточных районах Рима, причастен к разгоревшемуся в этом году скандалу о коррупции, который получил название Mafia Capitale (Столичная мафия). По данному громкому делу проходят около 60 известных итальянских политиков и предпринимателей, суд над которыми начнется в ноябре.
После того, как пышные похороны Казамоники получили должное освещение в местных СМИ, на происшедшее вынужден был отреагировать мэр Рима Иньяцио Марино. В четверг вечером градоначальник написал в своем микроблоге в Twitter: «Я позвонил префекту (Рима) с тем, чтобы факты были проверены с необходимой строгостью. Недопустимо, чтобы похороны становились инструментом живых для отправки мафиозных посланий». Еще более жестко прокомментировал случившееся вице-мэр Марко Каузи, который назвал похороны мафиози «оскорблением, нанесенным всем жителям Рима». И это только один из примеров.
Таким образом, высокая вероятность распространения коррупционных проявлений обусловила необходимость определения этого понятия и ее видов на научном уровне.
Эта необходимость проявляется на принятии решений по борьбе с ними на государственном уровне. От целесообразности и необходимости определиться с понятием зависит оценка явления, как его распространенности, так и процессов детерминации,
а также стратегия, программы борьбы с коррупцией, правовое, научно-методическое
и иное обеспечение такой борьбы.
Многообразие концептуальных подходов к определению понятия «коррупция» во многом объясняется мировоззренческими и методологическими установками самих исследователей, на которых сказываются социально-экономические, политические особенности, а также исторические и культурологические традиции той страны, в которой они проживают.
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова «corruptio», что означает «порчу, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции.
Однако коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно
в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.
В мировой практике понятие ��оррупции стало употребляться после формулировки и утверждения Генеральной Ассамблеей ООН: «Коррупция есть действие или бездействие должностного лица в сфере его полномочий, совершенное в интересах стороннего лица за вознаграждение от него в любой форме».
31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк) была принята Конвенция ООН против коррупции. Статья 26 указанной Конвенции устанавливает, что государства-участники должны принять такие меры, какие могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в таких коррупционных преступлениях, как подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 15); подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 16); хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом (ст. 17); злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 18); злоупотребление служебным положением (ст. 19); незаконное обогащение (ст. 20); подкуп в частном секторе (ст. 21); хищение имущества в частном секторе (ст. 22); отмывание доходов от преступлений (ст. 23); сокрытие (ст. 24); воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 25).
Российской Федерацией ратифицированы две антикоррупционные Конвенции: Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Указанные международно-правовые акты предусматривают общие правила противодействия коррупции, в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предусматривает обязанность государств закрепить в национальном уголовном законодательстве составы преступлений, связанных с коррупцией, установить санкции за их совершение.
Конвенция ООН против коррупции рассматривает гражданско-правовые аспекты коррупционного противодействия, основные составляющие гражданско-правового и гражданско-процессуального характера противодействия коррупции. Кроме того, Конвенция содержит определение коррупции: «для целей настоящей Конвенции коррупция означает требование, предложение, предоставление или принятие, прямо или опосредованно, взятки или любого другого недолжного преимущества или возможность этого, которые приводят к нарушению надлежащего исполнения обязанностей или поведения, требующих от лица, получившего взятку, недолжное преимущество или возможность этого».
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября
2003 г. детализирует и развивает положения международных конвенций, посвященных проблеме организации борьбы с коррупцией, отмыванием денежных средств и преступности. В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, ее взаимосвязь с другими формами преступности, в частности организованной преступностью и отмыванием денежных средств, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим явлением.
Цели Конвенции сводятся к следующему: содействовать принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции
и борьбу с ней; поощрять, облегчать и поддерживать международное сотрудничество,
а также оказывать техническую помощь в предупреждении коррупции и борьбе с ней,
в том числе в принятии мер по возвращению активов; поощрять честность
и неподкупность, ответственность, а также обеспечить надлежащее управление публичными делами и публичным имуществом.
Исходя из вышеизложенного необходимо систематизировать имеющиеся
на сегодняшний день научные и законодательные определения коррупции, сгруппировать их по ряду признаков и обобщить в наиболее полное и логическое понятие для комплексного изучения проблем борьбы с коррупцией.
Понятие коррупции в российском законодательстве
На современном этапе развития государственности Россия приобрела стойкий имидж глубоко коррумпированного государства. Коррумпированность аппарата государственного управления приобрела глобальный и системный характер.
По оценкам Следственного комитета ежегодный ущерб от коррупции в России составляет 40 млрд. рублей, пишет The Village со ссылкой на заявление официального представителя СКР Владимира Маркина в эфире «Вести FM».
С начала текущего года в стране возбуждено 11,5 тыс. дел по факту взяточничества, 6,5 тыс. дел переданы на рассмотрение в суд. В отчете СКР отмечается, что россияне, как правило, сталкиваются с коррупцией со стороны медицинских работников и преподавателей.
По данным интернет-издания, в 2014 году Россия заняла 136-е место из 174-х
в рейтинге восприятия коррупции, опустившись на девять пунктов. Такое же количество баллов — 27 из 100 — получили такие государства, как Ливан, Иран, Камерун, Нигерия
и Киргизия.
Объективная оценка российской действительности позволяет сделать вывод об отсутствии реальных механизмов по противодействию росту коррупции в органах государственной власти.
В современный период тема борьбы с коррупцией находится в центре внимания научной общественности России, а изучение проблем борьбы с коррупцией невозможно без определения ее понятия и сущности. Основным понятием, определению которого должно быть уделено особое внимание законодателя, является понятие коррупции.
В этом определении должны быть отражены все необходимые, наиболее существенные признаки коррупции. Правильное законодательное определение последней позволяет установить систему коррупционных правонарушений, прежде всего их наиболее опасную для общества часть – подсистему коррупционных преступлений, включить в действующий УК РФ общественно опасные деяния коррупционного характера, внести необходимые изменения в существующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления, максимально сблизить их (с учетом особенностей национального законодательства)
с соответствующими нормативными положениями международного уголовного права.
Анализируя российскую законодательную базу определения коррупции можно отметить, что:
коррупция есть некая совокупность деяний, которые, судя по их названию, рассматриваются законодателем в качестве преступлений, предусмотренных ст. 201, 204, 285, 290 УК РФ, и иных деяний, которые определяются как «использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц»;
к коррупционным деяниям отнесены и «незаконное предоставление…выгоды указанному лицу другими физическими лицами (например, дача взятки)», и все указанные деяния, совершенные «от имени или в интересах юридического лица»;
коррупционные деяния, по мнению законодателя, совершаются физическим лицом «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц» либо «в интересах юридического лица»;
понятие «коррупция» ничем не отличается, по мысли законодателя,
от понятия «коррупционное правонарушение», определение которого в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. отсутствует, хотя в тексте проекта этого закона, подготовленного ко второму чтению в Госдуме РФ, оно было сохранено (абз. 3 ст. 2);
законодатель не дает четкого разграничения понятий «служебное положение» и «должностное положение», которым злоупотребляет лицо при совершении коррупционных деяний, поскольку после перечисления конкретных видов этих деяний он указывает: «либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства…»;
в исследуемом законодательном акте наряду со злоупотреблениями служебным положением коррупционными также признаются злоупотребление «полномочиями» (служебными), что дает основание рассматривать последние деяния как формы «незаконного использования физическим лицом своего должностного положения…», то есть как «злоупотребление должностным «положением».
Следует отметить, что в российской науке вопрос о понятии коррупции остается дискуссионным.
Понимание коррупции с некоторыми вариациями рядом российских авторов
(А.И. Долгова, А.С. Желудков и др.) определяется как – «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или узкогрупповых, корпоративных интересах официальных, служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».
Иного мнения придерживаются еще ряд российских ученых (П.А.Кабанов, Г.Ф.Хохряков, В.Е.Эминов), которые понимают под коррупцией «использование уполномоченными на выполнение государственных функций (или приравненных к ним) лицами своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами».
Наиболее полное понятие субъекта коррупции дает определение коррупции С.В.Максимовым, понимающим под этим термином «использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ».
Один из недостатков законодательного определения коррупции заключается в том, что он игнорирует множество очевидных случаев коррупционного поведения.
Вне определения коррупции остаются такие деяния, как лоббизм, протекционизм, кумовство, семейственность, попустительство и т.д., совершаемые в интересах частных лиц и узкогрупповых интересах без каких-либо имущественных вознаграждений или выгод имущественного характера. Между тем использование служебного положения («административного ресурса») для решения частных вопросов в нарушение установленных законодательством правил и процедур стало настоящим бедствием для государственных и общественных интересов (принятие на службу лиц не по профессиональным качествам и способностям, а исключительно в силу родственных, дружеских связей; «содействие» в решении вопросов бытового характера знакомым, друзьям в обход установленного законом порядка и т.п.).
Не охватываются официальным определением коррупции безвозмездное «содействие» чиновника своим родственникам и знакомым по устройству ребенка
в детский сад, школу, вуз, на работу в государственные и муниципальные учреждения, «помощь» в сокрытии правонарушений и преступлений, «ходатайство» об освобождении от воинской обязанности и прочее.
Заключение
В рамках проведенного анализа можно сделать вывод о том, что официальное определение термина «коррупция» не лишено существенных недостатков. Необходимо выработать трактовку коррупции как негативного социального явления, юридическое определение коррупции, служащее нормативной базой для законодательного определения системы и конкретных видов коррупционных преступлений и иных правонарушений, совершенствования и оптимизации их законодательной конструкции, должно содержать по возможности более точную с позиции логики и юридической науки характеристику основных признаков этого явления и тех деяний, в которых оно находит свое выражение. Таким критериям исследуемое законодательное определение не отвечает, поскольку заключает в себе существенные недостатки.
Понятие коррупции ассоциируется не с социальным явлением, а с деяниями конкретных лиц, в результате чего законодателю не удалось дать надлежащую оценку этому исторически изменчивому негативному социально-правовому явлению.
Законодатель несколько неточно отражает юридическую природу коррупционных действий (бездействия), что не позволяет правильно оценить всю систему коррупционно-значимого поведения. Так, п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона, в котором раскрывается понятие коррупции, начинается с перечисления неких деяний, носящих названия определенных видов преступлений, а заканчивается указаниями на «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения…» и «незаконное предоставление… выгоды указанному лицу другими физическими лицами», то есть на те деяния, юридическая природа которых представляется не совсем ясной и определенной. Вследствие этого вопрос о соотношении понятий «коррупция» и «коррупционные правонарушения», «коррупция» и «коррупционная преступность» в настоящем Законе решается недостаточно четко.
В определении коррупции и даже во всем тексте Закона отсутствует указание на тесную связь последней с организованной преступностью, что представляется далеко ведущей ошибкой законодателя. Коррупция нередко рассматривается как признак и одна из причин организованной преступности. В то же время она сама интенсивно продуцируется организованной преступностью. Это два относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных социально негативных явления.
Вина как основной (обязательный) признак субъективной стороны правонарушений (преступлений), в которых, по мнению законодателя, реализуется явление коррупции, в законодательном определении последней не нашла отражения. Вместе с тем коррупция может выражаться лишь в умышленных деяниях (правонарушениях, преступлениях), поскольку они направлены на достижение личной или групповой выгоды либо на незаконное получение лицом выгоды в связи с занимаемым им служебным положением.
Признаки субъекта коррупционных правонарушений (преступлений) в законодательном определении коррупции конкретизированы недостаточно четко. Ясно лишь одно: таковым является физическое лицо. Однако признаки специального субъекта довольно расплывчаты. Если субъектом любого «иного незаконного использования… своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства», очевидно, следует признавать не просто государственного или муниципального служащего, а должностное лицо, то субъектом «злоупотребления служебным положением» и т. п. – служащего коммерческой или иной организации, а точнее, лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации.
В целом, исходя из перечисленных признаков, можно предложить следующее законодательное определение коррупции:
«Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц».
Список использованной литературы
Противодействие коррупции в современной России Моисеев В. В., Прокуратов В. Н. Издатель: Директ-Медиа, 2014;
Борьба с коррупцией в России: монография Моисеев В. В.Издатель: Директ-Медиа, 2014;
Государственная политика противодействия коррупции в современной России: монография Моисеев В. В. Издатель: Директ-Медиа, 2014;
Кондрат, Елена Николаевна. Правонарушения в финансовой сфере России [Текст] : угрозы финансовой безопасности и пути противодействия / Е. Н. Кондрат, 2014. - 928 с.;
Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации: административно-правовые аспекты. Братановский С. Н., Зеленов М. А.Издатель: Директ-Медиа, 2012;
Коррупционные преступления и коррупционная преступность: учебное пособие. Букалерова Л. А., Дворянсков И. В., Остроушко А. В. Издатель: Российский университет дружбы народов, 2013;
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс] : принята в г. Нью-Йорке 31 окт. 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленар. заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН : (ратифицирована федерал. законом от 8 марта 2006 г., № 40-ФЗ с заявлением) // КонсультантПлюс : справ. правовая система;
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [Электронный ресурс] : заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999 г. : (ратифицирована федерал. законом от 25 июля 2006 г., № 125-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система;
Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федерал. закон от 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ : (в последней редакции)// КонсультантПлюс : справ. правовая система;
О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федерал. закон от 25 дек. 2008 г., № 273-ФЗ : (в последней редакции.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система;
Синельщиков, Ю. П. Пути реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции в российском законодательстве и прокурорской практике [Текст] / Ю. П. Синельщиков // Законность. – 2014. – № 2. – С. 5–9;
http://ya39.ru/news/economy/ezhegodnyy_ushcherb_ot_korruptsii_v_rossii_dostig_40_mlrd/.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |