Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Суббота, 14.06.2025, 10:53
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Экономика

Управленеие процессами формирования национально-культурной идентичности

Этническое самосознание – что это? И насколько важным представляется развитие социально-культурной идентичности
на сегодняшний день? Эти вопросы интересуют сегодня не только ученых, но и политиков. Ведь именно процессы формирования самоидентичности граждан и определяют нацию страны.
Формулу, по которой мы сегодня определяем гражданскую нацию,
дал нам русский философ Г.П. Федотов. По его мнению:
«Учет единокровного (этнического) сопутствует расширению национального сознания и его тяготению к заботе об общем для всех нас доме».
Такое понимание требует, чтобы этническое самосознание как можно полнее отражало и общие интересы страны. Должна быть общая, объединяющая
для всех этносов, гуманистическая идея.
Следовательно, мы понимаем, что управление процессами формирования национальной идентичности в настоящее время является одним из приоритетных направлений современной национальной политики.
Современную конфигурацию развития национальной идентичности представляет взаимодействие политической и этнокультурной направлений. Наиболее успешное их взаимодействие возможно только при соблюдении определенных условий, таких как:
- когда этнокультурная идентичность находится в актуализированном состоянии и сопрягается с солидарностью, соединенной с толерантными установками и доверием власти;
- благоприятные социально-экономические условия и равный доступ населения к ресурсам способствуют процессу формирования российской нации;
- отчетливо прослеживаемая государственная политика в этой области;
- создание определенных социокультурных условий, институтов позволят распространить и использовать эти практики как социальные.
Именно рассмотрение этих социальных практик ляжет в основу данной работы.
Основная часть.
Управление процессами формирования национально-культурной идентичности.
По мнению специалистов, на рубеже девяностых-двухтысячных годов в России начала актуализироваться важность управления этнокультурными различиями, противодействия «формам крайнего национализма
и экстремизма», консолидации российского общества. Задача формирования общероссийской нации ставится в этот период в рамках политического дискурса в выступлениях президентов Российской Федерации В.В. Путина
и Д.А. Медведева. «Наметилась линия на более определенную поддержку модели российской нации-согражданства». В связи с этим актуализировалась замена понятия «национальная политика» на «политику этнокультурную», или «политику в сфере межэтнических отношений», когда речь идет
о политике в отношении народов России. В этом контексте «национальная политика» начинает пониматься как «политика обеспечения национальных интересов страны».
Следует отметить, что задача сохранения этнокультурного многообразия на федеральном уровне формулируется не как самоцель,
а как способ «интеграции граждан любой этнической принадлежности
в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство».
Обстоятельный анализ использования идеи «общероссийской нации»
в государственных документах этого периода осуществила Г.И. Зверева. Исследователь полагает, что впервые идея коллективной российской идентичности – «многонациональный народ России» была высказана
в Конституции в 1993 г.
Текст «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 г. использует понятие «многонациональное государство». В роли гаранта устойчивости «многонациона��ьного государства» выступает русский народ, понимаемый как этническая общность, который «является опорой российской государственности». Как подчеркивается в тексте документа, «благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов»; от его «национального самочувствия» и учета его «потребностей
и интересов» во многом зависит стабильность «межнациональных отношений» в российском государстве.
Следующим документом, отражавшим поиск и становление объединительной идеи, стал проект Федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (2003 г.
и 2006 г.). В документе 2003 г. более четко, по сравнению с текстом «Концепции национальной политики» 1996 г., выражена мысль о приоритете этнического по отношению к общегражданскому началу и сделан акцент
на этнофедералистском принципе организации «государства-нации».
В переработанном варианте законопроекта 2006 г. в текст документа вводятся новые понятия: «общегражданская идентичность», «российская нация». «Российская нация», говорилось в документе, – это «историческая, социально-политическая общность многонационального народа России
с общей исторической судьбой, совместной созидательной деятельностью
по укреплению единого государства». Несколько позже сам проект закона стал называться иначе: «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений». По характеру изменений этого проекта федерального закона заметно, что в содержании понятия «российской нации» несколько усиливалось гражданское звучание.
Трактовка «многонациональный народ» претерпела ряд изменений
и понималась как «общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и духовными ценностями и осознающих свою принадлежность
к общности российской нации». Факт акцентирования на идее политической нации привел к серьезной критике и негативным оценкам документа,
и его рассмотрение было снова отложено.
Дальнейшее развитие объединительной идеи вылилось,
по утверждению Г. Зверевой, в «официальное учреждение российской нации», которое состоялось весной 2008 г. через создание Общероссийского союза общественных объединений (ОСОО) «Российская нация».
В Совет этого Общероссийского союза, как отмечалось в средствах массовой информации, вошли «видные государственно-политические
и общественные деятели, руководители всех крупнейших федеральных национально-культурных общественных объединений». Цель движения – распространение и упрочение в обществе идеи политической и гражданской нации в России. Согласно мнению участников нового движения, впервые
эта идея «была утверждена» высказыванием В. Путина о российской нации, которое содержалось в его выступлении по вопросам межнациональных
и межконфессиональных отношений 5 февраля 2004 г..
Нынешняя ситуация в области этнокультурной политики несколько поменялась: «спонсирование многообразия» осуществляется через
ряд проектов. Один из них – «Комплексная информационная кампания, направленная на укрепление общегражданской идентичности
и межэтнической толерантности». Данный медиа-проект осуществляется
при содействии «Независимой газеты» и радио «Эхо Москвы». Кампания призвана развивать необходимые современному российскому обществу процессы – «укрепление гражданского единства через осознание общих ценностей, исторической судьбы и принадлежности к своей стране.
Но в то же время – развитие традиционно присущего гражданам России уважения и взаимопонимания между всеми народами, живущими
в Российской Федерации». Мероприятия информационной кампании, направленные на укрепление гражданской российской нации опираются
на ряд базовых, по мнению авторов проекта, компонентов российского национального самосознания. К ним отнесены в первую очередь культурно-цивилизационные параметры:
1) представление о России как об особой цивилизации, хотя и близкой к западноевропейской, но все же имеющей свои культурные и исторические корни, особые традиции и цивилизационные коды;
2) осознание «великости» своей страны в плане мощи, значения
в истории, по критериям современной цивилизации и в будущем;
3) Россия – страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизации;
4) Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, имеющая уникальный опыт мирного и гармоничного сосуществования
всех народов и конфессий, в своей истории не знавшая этноцида
и религиозных войн.
По мнению экспертов, кампания призвана культивировать этнокультурное разнообразие и одновременно с этим напоминать о том,
что все мы являемся гражданами одной большой страны, а ее суть наиболее ярко выражена в слогане «Народов много – страна одна».
Можно согласиться с Ю.Д. Граниным, предположившим в духе андерсоновской традиции, что изменения в области языка, характера информационных связей и образования так же, как распространение в Европе «печатных языков» в форме светских книг и газет, заложат основу национального сознания, произведя смещение вектора культурной самоидентификации из этнической плоскости в плоскость национальную.
С этих позиций показателен проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2010 г.), предлагающий современный уровень понимания проблемы интеграции
и формирования российской нации. Согласно документу, этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня:
- базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;
- национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;
- национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.
Согласно проекту этнокультурное самосознание группы
и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены
в национальное самосознание на базовом политическом уровне субъекта федерации; этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном уровне гражданской нации. В свою очередь, национально-территориальное (не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу
и непротиворечиво встраивается в национальную российскую гражданскую идентичность. Таким образом, по выводу авторов проекта, органическим ядром национально-гражданской идентичности призвано стать этнокультурное самосознание. Единая российская гражданская нация
так же полиэтнична, как и ее региональные сегменты, складывающиеся
в рамках субъектов Российской Федерации, а каждое региональное национальное сообщество включает различные этнокультурные
и этноконфессиональные группы. Заметим, что предложенная формула
не предполагает конфликта идентичностей указанных уровней,
она укладывается в «модель мультинационального государства,
где межэтническая интеграция реализуется путем признания этнокультурного плюрализма общества и полиэтнизации государства».
Данные утверждения лежат в обосновании необходимости
и возможности использования системы образования в процессе формирования гражданской нации через внедрение основ поликультурного образования. Эксперты отмечают, что гражданских и политических скреп оказывается недостаточно для необходимой большому сообществу социальной солидарности. К ним активно должны присоединиться экономическая и культурная: поступательная динамика национальной экономики, а также ключевое условие – наличие культурного ядра, неразрушимой основы национального бытия.
Заключение.
Проанализировав основные направления национальной политики России, можно сделать вывод о том, что в настоящее время упор делается
на следующие аспекты:
- формирование общероссийской идентичности, культуры мира
и согласия средствами образования;
- развитие культурной интеграции и формирование гражданской солидарности средствами культуры;
- повышение активности и роли средств массовой информации
в отражении этносоциальных процессов и этноконфессиональных отношений;
- поддержка национальных общественных объединений
в гармонизации межнациональных отношений.
Таким образом, учет этнокультурного многообразия как проявления «плюрализации субстанционального» (переходного состояния)
при определении солидаризирующейся идеи для российского общества является одним из ключевых факторов при реализации политики и практики форми��ования национальной идентичности. А использование культурных, образовательных, медиа «каналов» для продвижения этой идеи может стать главным механизмом формирования и укрепления национальной российской идентичности.
Список литературы.
1. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Этничность, коллективная идентичность
и положение этноменьшинств в смешанных сообществах // Права человека
и проблемы идентичности в России и в современном мире / под ред.
О.Ю. Малиновой, А.Ю. Сунгурова. СПб., 2005.
2. Максим Травников, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации.
URL: ttp://stranaodna.ru/suzhdeniya/obsuzhdeniya/narodov_mnogo_strana_ odna.
3. Гранин Ю.Д. Массмедиа в формировании российской нации: неутешительные итоги // Вестник электронных и печатных СМИ. № 12.
URL: http://www. vestnik. ipk.ru/index.php?id=1925.
4. Проект концепции развития поликультурного образования
в Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/.
5. Комплексная информационная кампания, направленная
на укрепление общегражданской идентичности и межэтнической толерантности. URL: http://www.minregion.ru.
5. Зверева Г.И. Указ. соч.
6. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: утверждена указом Президента Российской Федерации № 909
от 15.06.1996. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/degree/1996_909.shtml.
7. Астафьева О.Н. О типологии «постнеклассических практик»
в постнеклассической науке // Постнеклассические практики: определение предметных областей. М., 2008.
8. Тишков В.А. Как обновить концепцию национальной политики? URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/kak_obnovi.html.
9. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России: в 2 т. Т. 2. СПб.; София, 1991. С. 181.



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: Экономика | Добавил: Автор (17.10.2015)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz