Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Воскресенье, 15.06.2025, 01:22
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Экономика

Стратегический консалтинг: особенности функционирования в России

Становление единого взаимозависимого мира предполагает единые правила игры для игроков – будь то политическая арена или потребительский рынок, освоение новых технологий в области науки или бизнеса, формирование системы профессиональных компетенций. Этим обусловлена необходимость применения во многих областях различного вида консалтинга: IT-консалтинга, оценочного, финансового, юридического, налогового, управленческого, кадрового, стратегического, маркетингового.

Одной из основных тенденций в сфере конслатинговых услуг является объединение консультационной отрасли по всему миру, появление международных консалтинговых организаций (8). Международный Совет институтов управленческого консультирования (The International council of management consulting institutes — ICMCI), Европейская федерация ассоциаций управленческого консультирования (European Federation of Management Consultancies Associations — FEACO), Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ).  В настоящее время в России действует более десятка профессиональных консультационных объединений. 

К общим направлениям консалтинга следует отнести управление качеством, стратегическое планирование, оценка бизнеса, определение границ управленческого воздействия, управление нововведениями, и др. Эти направления консалтинга применимы в любой области экономики, поскольку становятся жизненно важными для деятельности и успешного функционирования любой фирмы, повышения ее конкурентоспособности на рынке. Отсюда видно, что консалтинг позволяет охватывать все направления бизнеса, помогая грамотно развивать весь бизнес в целом.

История развития консалтинговых услуг как история развития нового направления бизнеса насчитывает не так много лет. Впервые это новое направления бизнеса появилось благодаря таким известным личностям, как Ф.Тейлор, Г.Эмерсон и А. Д. Литтл. В 30-х гг. столетия были созданы такие гигинты консалтинга, как McKinsey & Company, A. T. Kearney.

В настоящее время консалтинговый бизнес является одним из самых перспективных и энергично развивающихся направлений. Ведь конкуренция в различных сферах растет год от года и действует правило «выживает сильнейший», а консалтинговые компании могут помочь стать тем самым сильнейшим на рынке.

Самыми распространенными причинами привлечения консалтинговых компаний становятся: нехватка ресурсов компании для решения внутренних или внешних проблем, потребность в независимом внешнем взгляде на различные процессы компании, необходимость в обосновании правильности принятых руководством решений, потребность в обучении организации посредством консультирования, необходимость в общем расширении или развитии компании. Они позволяют определить, насколько необходима профессиональная помощь и наличие соответствующих знаний.

Консалтингов  е услуги в России – новое направление бизнеса, которое только начинает набирать обороты, активно развиваться и расширяться на рынке услуг. В Россию этот бизнес пришел только в 90-х гг. прошлого столетия и по-настоящему начал развиваться не так давно. В 1990-х гг. рынок консалтинговых услуг в нашей стране был почти не представлен ни компаниями, ни кадрами. Кроме того, клиенты – бизнесмены не понимали, для чего необходимо платить дополнительные деньги, если они могут осуществить задуманное сами, несмотря на нехватку опыта.

ситуация сегодня изменилась кардинальным образом: консалтинговые услуги являются одним из самых эффективных инструментов развития бизнеса в любой отрасли, о чем знают современные руководители компаний. Российский рынок консалтинговых услуг имеет ряд особенностей по сравнению с зарубежным: он сравнительно молод, что означает огромный потенциал и возможности для роста и развития; рынок в недавнем прошлом представленный лишь иностранными компаниями, пополняется российскими конкурентами, способные предлагать нестандартные решения вопросов клиента, исходя из менталитета и других культурных особенностей. К тому же российские компании, появившиеся в условиях нестабильной экономической ситуации, гораздо более гибки в условиях меняющейся бизнес-среды нежели стабильные западные. Тем не менее одна из общих особенностей и зарубежного, и российского консалтинга – волатильность рынка.

Если в момент кризиса потребность в консультационных услугах падает, то в настоящее время рынок оживает, возвращается потребность в консалтинговых услугах, ориентированных не на готовые бизнес-стратегии, а на программы развития. Сам стратегический консалтинг пока развивается не такими впечатляющими темпами, как перечисленные выше IT-консалтинг и консалтинговые услуги в области управления человеческими ресурсами. Д.Аакер в своей, ставшей классикой менеджмента книге «Стратегическое рыночное управление» в качестве непременных условий успешного стратегического подхода называет: стратегическое планирование, основанные на анализе внешней среды, устойчивые конкурентные преимущества, клиентоориентированная бизнес-стратегия, инвестиционные решения, позволяющие оценить разнообразные варианты стратегических капиталовложений, и, наконец, реализация стратегии в условиях глобальной конкуренции. [1, с.11]

Стратегическим консалтингом современные эксперты называют комплекс услуг по превращению бизнес-идеи в успешную стратегию бизнеса, опорой которой является экспертный анализ: финансовый, маркетинговый, экономический. Консалтинговые компании разрабатывают с клиентом перспективу успешного стратегического развития компании:

- определение цели собственников и высшего руководства компании, обозначение границы рынков, в которых будет происходить достижение этих целей;

- составление перечня приоритетных видов бизнеса в сфере деятельности компании;

- анализ ситуации на рынке и построение прогнозов развития отобранных сегментов;

- выбор и формирование интересных перспективных направлений будущего бизнес-портфеля компании;

- разграничение функций корпоративного центра и структурных подразделений компании, ответственных за развитие одного из бизнес-направлений компании

Как сказал Терри Александр Гибсон: «Менеджмент – это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов» [6, с. 56]. Именно поэтому в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и усиления конкурентного давления, современные компании вынуждены активно использовать в своей деятельности различные методы стратегического анализа для разработки конкурентоспособной стратегии. Современными компаниями применяются разнообразные методы анализа внешней и внутренней среды, эффективное использование которых позволяет им минимизировать риски, воспользоваться возможностями, стать более конкурентоспособным. Необходимость в у слугах консалтинговых компаний возникает когда:

руководство компании осознает нарастание противоречий в развитии, причины которых скрыты;

руководству компании понятно перспектива развития бизнеса, однако не формализованы стратегия и цели компании;

непрозрачность системы управления не позволяет самостоятельно выявить проблемные области;

отсутствие скоординированности в компании ввиду недостаточной осведомленности руководителей подразделений;

сосредоточенность компании на решении оперативных проблем не позволяет осуществлять комплексный стратегический анализ деятельности компании.

Несмотря на непростую экономическую ситуации, в последнее время в России наблюдается спрос на стратегическое управление и планирование, что объясняется изменениями на товарных рынках, обеспечивающее заинтересованность предприятий в управленческом консалтинге. Поиск своей конкурентоспособности в долгосрочной перспективе становится ответом на глобальные вызовы менеджменту предприятий. В условиях жесткой конкуренции с западными предприятиями, с каждым годом завоевывающим все большее пространство отечественного рынка, российский бизнес ищет пути реализации новых стратегий в импортозамещающих отраслях. При этом выход на внешние рынки российские компании не имеют никаких конкурентных преимуществ перед зарубежными, а , следовательно, и гарантий на успех, о чем свидетельствует потеря отечественными предприятиями в отдельных сегментах рынка.

Поэтому задача современного стратегического консалтинга определяется не только способностью в создании эффективной стратегической модели развития компании, а в организации самого процесса, практическое претворение стратегии в реальность привлечением менеджеров-профессионалов, исполнителей, заинтересованных в дальнейшем развитии компании.

Экономический рост и успешное позиционирование активов страны на глобальных рынках, по мнению экспертов, невозможен без повышения производительности труда и капитала.[4, с.50]

В этих условиях роль стратегического консалтинга значительно возрастает. Сегодня в России существует достаточно простое вхождение на становящийся консалтинговый рынок. Стратегический, финансовый, налоговый консалтинг все больше затягивает в свою сферу профессионалов. Опыт стран с развитой рыночной экономикой доказывает важнейшую роль консалтинга, обеспечивающего функционирование организации на высоком уровне, и сам факт приглашения профессионалов-консультантов рассматривается как доказательство высокой деловой культуры, нацеленной на использование в области менеджмента интеллектуального капитала.

Развитие этой сферы характеризуется появлением компаний, полностью специализирующихся на кадровом, информационном, финансовом, стратегическом консалтинге, что позволяет более полно удовлетворять потребности клиентов, комплексно решать проблемы организаций в области управления бизнесом.

Эксперты самого высокого уровня оценивают современную макроэкономическую ситуацию как непрогнозируемую и непредсказуемую.

Важность вырабатывания стратегии поведения безусловна для всех экономических субъектов – от государства – до частных лиц, чьи стратегии действия различны, поскольку на их формирование оказывает влияние собственная концепция экономического субъекта. Именно стратегия обеспечивает определенную предсказуемость поведению компании, позволяет определить направления развития и в стремительно меняющихся условиях [5].

Современное общество, пребывающее в переходном к инновационному состоянию, - общество риска, что означает вероятность достижений поставленной цели и проистекающих отсюда в случае неудачи негативных последствий. Помимо понимания деятельности современного человека как рисковой деятельности, существует реальная проблема выживания в непростых условиях перманентного риска, создаваемых в процессе самой инновационной деятельности. Тем не менее, считает эксперт В.Н.Шевченко, именно данное качество человека - умение жить в условиях общества риска – и создает новый тип современника – инновационного человека [7, с.100]. Вслед за этим появляется новая теория инновационного менеджмента, делающая ставку не устойчивые формы организации труда, а на успех бизнеса в условиях быстро меняющейся ситуации. М. Вудкок и Д. Френсис характеризуя данный тип управленца, говорят об инновационном менеджере, который обладает системным взглядом на мир и развитие, способностями к стратегическому планированию, управляет творчески [2, с.132].

Процесс научения правилам технологии успеха – означает показ их работы в оригинальных, нестандартных, но реальных ситуациях. Создание и практическое применение инновации состоит в обучении инновационному мышлению направленных на получение качественно новых результатов, при помощи обращения к той или иной технологии.

Таким образом, вопрос стратегического выбора, разработки концепции для современных компаний, функционирующих в условиях нестабильности и риска, становится принципиальным. Наиболее востребованными в период кризиса считаются:

1) стратегия «сжатия» – сокращение масштабов деятельности, затрат, допускаемых размеров потерь и сокращений, направленность на минимизацию расходов с целью сохранения активов компании;

2) стратегия «прорыва» – ориентир на расширение деятельности, осваивание новых рынков, технологий;

3) стратегия «перераспределения» – перевод ресурсов, в наиболее защищенную от рисков сферу;

4) временный уход с рынка – уход в накопления, не исключающий возврат на рынок при более благоприятных условиях.

Управление и стратегия в условиях стабильной экономики и в кризис принципиально отличаются. Именно поэтому принято деление на общий и кризисный менеджмент. А поскольку кризисы в экономике – явление регулярное, управление кризисом исходит из стратегического видения, учитывающего всевозможные варианты кризисных вариаций с учетом скорости отдачи. В современном стратегическом консалтинге риск предстает естественным фактором и концепции управления учитывают этот фактор.

В спокойной бизнес-среде консалтинг востребован в основном для оптимизации текущих процессов и регулирования вопросов развития компании. В кризисные для общества периоды наиболее востребованными становится решение оценочных и структурных задач, основанных на анализе и разработке вариантов действия в резко изменившейся условиях. Наряду с экспертной, востребована процессная составляющая – сопровождение реализации разработанных стратегий, антикризисного управления.

Востребованность современных компаний, оказывающих консультационные услуги бизнесу, велика – от микропроектов, связанных с решением текущих задач до макропроектов функционированию сложных систем (компания PricewaterhouseCoopers, например).

Как правило, консалтинговые компании осуществляют деятельность в нескольких областях:

реорганизация систем управления;

разработка стратегий развития и планов реструктуризации;

бизнес-моделирование и организационный дизайн;

реорганизация подразделений;

разработка и внедрение систем финансово-экономического управления;

разработка и внедрение управленческих информационных систем;

оптимизация маркетинговой деятельности;

разработка методик и процедур по организации систем материального стимулирования.

Среди работающих в России консалтинговых компаний принято выделять: функционирующие в рамках зарубежной стандартизации, определяющей строгую специализацию; небольшие региональные консалтинговые компании, действующие на базе научно-исследовательских институтов. Большинство консультантов западных компаний отраслевая специализация международные аудиторско-консалтинговые компании имеющие отраслевую направленность (банковский сектор, энергетика, страхование; и т.д) (Deloitte and Touche, Ernst and Young, KPMG) – это их основное конкурентное преимущество, так как детальное знание определенной отрасли и особенностей управления в ней, приводит к наиболее эффективным методам выявления проблем. Российские компании, оказывающие различные консалтинговые услуги: стратегический консалтинг, комплексное управление рисками, структурирование бизнеса в новых условиях, юридический консалтинг и т.д. («ФинЭкспертиза», «НЭО Центр» , «Деловой профиль», «Развитие бизнес-систем», «БДО Юникон», и др.) в отличие от западных, не имеют отраслевой направленности и оказывают услуги для всех отраслей экономики России.

Реакция компаний на глобальный кризис проявляется в радикально отличающихся способах действий: сокращение масштаба операций, использование ситуации кризиса для расширения, в сочетании с изменениями бизнес-модели.

В связи с этим наиболее востребованной в современной российской организации становится формирование и успешное функционирование системы стратегического управления, которая строится с учетом методического, кадрового обеспечения организации, основана на эффективных каналах коммуникации, и учитывает организационную структуру и функциональную взаимозаивсимость на всех уровнях = от топ-менеджмента до исполнителей.

Поступательное продвижение к достижению поставленной цели в стратегическом менеджменте невозможно без обеспечения комплекса действий, соответствующего реальному состоянию внешней и внутренней среды.[3,с.60] Все более жесткие требования к точности решений, определяющих долгосрочную перспективу, усугубляет быстро растущая конкуренция. Применяются различные методы и технологии развития потенциала организации, одним из них стала система сбалансированных показателей (ССП).[3,с. 62]

Показатели эффективности управления и рациональности построения организационной структуры стратегического управления позволяют определить эффективность системы стратегического управления организацией. Одним из наиболее распространенных показателей эффективности стратегического управления относят уровень эффективности, как отношение результата функционирования системы (валовой доход, прибыли от реализации продукции, чистый доход, и т.д.) к затратам на управление (стратегическое и оперативное), выражаемое в процентах.

Текущий экономический кризис отличает большая неопределенность и охват всех экономических субъектов на глобальном уровне. В условиях развития кризисных явлений в современной экономике вместо антикризисных подходов возникают стратегии управления кризисом, при которых риск принимается за естественный фактор. Принятие оперативных решений исходя из стратегии компании; сочетание текущих целей и долгосрочных планов; гибкий подход к мерам защитного и наступательного характера – то, что характеризует современный стратегический менеджмент, основанный на управлении кризисом. Стратегический консалтинг, осуществляемый как внешней, так и внутренней структурой компании, становится актуальной составляющей управления в условиях кризиса.

Качественное изменение рынка консалинговых услуг в целом делает его более профессиональным, Приход на российский рынок крупных западных консалтинговых компаний и их экспансия на региональные рынки привела к ужесточению конкурентной среды и способствовала поднятию рынка консалтинговых услуг, а, следовательно, и бизнеса, на качественно новый уровень. Задачи, определявшие востребованность консалтинговых услуг качественно изменили структуру рынка.

Несмотря на то, что российский рынок консалтинговых услуг является весьма молодым и только начинает развиваться в полную мощь, уже сейчас можно заметить результаты его развития. Прогнозы специалистов, сотрудников и руководителей консалтинговых компаний, исследователей, аналитиков в отношении дальнейшего развития рынка консалтинговых услуг весьма оптимистичны. Рынок имеет огромный потенциал, который открывает множество возможностей, как для самой консалтинговой фирмы, так и для клиента, обратившегося за профессиональной помощью.

Возрастающее понимание бизнесом необходимости повышения управляемости и поиском новых резервов развития организации позволяют нам сделать прогноз о переходе российских организаций от моделей краткосрочного планирования к комплексному консалтингу в построении и развитии собственных систем управления на совершенно новой профессиональной основе.

Список использованной литературы

Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: «Дело», 1991. 320 с.

Можаев Е.Е., Можаев А.Е. Методология формирования стратегического управления бизнес-организациями // Вестник Екатерининского института. 2014. № 4 (28). С. 60-66.

Табурчак А.П., Томилина Э.И., Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М.Песня вся, песня вся, песня кончилася… Проблемы выбора эффективных стратегий компаний// Российское предпринимательство. 2006. № 3. С. 47-50.

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2013. 928 с.

Хангер Дж.Д., Уилен Т.Л. Основы стратегического менеджмента. М.: Юнити-Дана, 2011. 319 с.

Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Личность. Культура. Общество.2007.Вып.4 (39). С.90-112.

Международный Совет институтов управленческого консультирования. (Электронный ресурс) - Режим доступа. http://www.icmci.org/MemberInstitutes/index.cfm). Дата обращения – 02.09.2015



Источник: http://www.unique-material.com/#!blank/cdyg
Категория: Экономика | Добавил: Автор (24.09.2015)
Просмотров: 1482 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz