Практически во всех странах имеются региональные проблемы, для решения которых органам государственной власти необходимо проводить соответствующую региональную политику.
За последние десятилетия в Российской Федерации предпринят комплекс мер по совершенствованию системы государственной власти. Проведена работа по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации законодательства субъектов Российской Федерации. Внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. Изменена система межбюджетных отношений, которая привела к концентрации большей части финансовых ресурсов в федеральных органах исполнительной власти.
В целом сформирована определенная законодательная база для проведения региональной политики. Полномочия между разными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и определены основные принципы межбюджетных отношений.
Целью данной работы является подготовка предложений по совершенствованию бюджетной и налоговой политики и обеспечению финансовой автономии региональных субъектов.
Несмотря на реализацию комплекса мер в области региональной политики, все еще остается нерешенным ряд проблем.
Так, имеются некоторые сложности при реализации общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным законодательством. Реализация его полномочий не обеспечена в необходимой мере материальными и финансовыми ресурсами.
Кроме того, ограничения, установленные бюджетным законодательством, не позволяют в полной мере развиваться дотационным регионам.
Так, статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В результате ограничена самостоятельность дотационных субъектов при осуществлении расходов, в том числе на развитие реального сектора экономики, вложение инвестиций и др.
При этом бюджеты этих субъектов на 75 - 90 % состоят из социально значимых расходов.
К примеру, по Республике Дагестан в целом социально значимые расходы бюджета составляют более 80 %. Остальные расходы, включая материальные затраты, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе за счет средств федерального бюджета, а также всякого рода приобретения набирают не больше 20 %.
В этой связи, полагаю целесообразным в бюджетах дотационных субъектов РФ выделять бюджет развития, предусмотрев средства на инвестиционную деятельность (не социального характера), в том числе и за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Наличие высокой доли дотаций в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации вызывает необходимость разработки механизмов, стимулирующих наращивание экономического потенциала большинства регионов.
В связи с этим достаточно актуальным является вопрос обеспечения финансово-бюджетной децентрализации российской экономики.
В настоящее время источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются региональные налоги и федеральные налоги, по которым установлены нормативы отчислений в регионы.
Согласно действующему бюджетному законодательству в бюджеты бюджетов субъектов Российской Федерации полностью зачисляются следующие региональные налоги:
1. Налог на имущество организаций. Вместе с тем, как было указано выше, наличие значительных льгот установленных на федеральном уровне ограничивает объемы поступления налога в региональные бюджеты;
2. Налог на игорный бизнес. Деятельность в сфере игорного бизнеса ограничена на территории Российской Федерации. Допускается осуществление данной деятельности только в 5 зонах: Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края. В остальных регионах данный вид налога не является ��сточником пополнения доходной части бюджета субъекта Российской Федерации;
3. Транспортный налог. В настоящее время сбор транспортного налога имеет определенные сложности, которое, в основном, связано с отсутствием полной актуализированной информации о владельцах транспортных средств. Данные о владельцах и количестве транспортных средств расходятся. К примеру в Дагестане по данные Управления ГИБДД и Управления ФНС России по РД о количестве транспортных средств сильно расходятся. В ГИБДД количество транспортных средств составляет около 600 тыс. ед., а по данным налоговых органов меньше в 2 раза – примерно 300 тыс. ед.
В целях повышения эффективности администрирования и увеличения поступления данного вида налога целесообразно рассмотреть возможность передачи транспортного налога в местные бюджеты, так как именно органы местного самоуправления владеют достоверной информацией о собственниках транспортных средств. При наличии заинтересованности местных органов власти в увеличении поступления транспортного налога ими будет проведена соответствующая разъяснительная работа с собственниками транспортных средств при взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами.
Также в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов. Основные из них:
налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налог на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов;
акцизы на горюче-смазочные материалы – по нормативу 100 процентов, пропорции по субъектам РФ ежегодно устанавливаются законом о федеральном бюджете;
акцизы на алкоголь – нормативы установлены в зависимости от вида продукции, в целом это около 50 % от общего объема акцизов на алкоголь на территории региона.
налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов. При этом налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, полностью поступают в федеральный бюджет;
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов. В целях повышения сбора данного налога целесообразно передать его на местный уровень (как и транспортный налог). Администрации многих муниципальных образований жалуются, что многие предприниматели переходят на УСН, что отражается на поступлениях ЕНВД в местные бюджеты.
В местные бюджеты поступают земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход, а также 15 % от НДФЛ. При этом субъекты РФ могут установить дополнительные отчисления в местные бюджеты.
Что касается земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо отметить о серьезных проблемах администрирования и сбора данных налогов. В формировании налоговой базы участвуют налоговые органы, Росреестр, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и муниципальные образования. Вместе с тем отсутствует полная достоверная базы о земельных участках и объектах капитального строительства, а также правообладателях имущества. Отсутствует единый информационный ресурс для качественного обмена информацией между налоговыми и регистрирующими органами.
В настоящее время для исчисления налога необходимо внести полные актуализированные данные о земельных участках и объектах капитального строительства в программный продукт АИС Налог-3, используемый налоговыми органами. Однако передаваемые Росреестром в налоговые органы данные о земельных участках и объектах капитального строительства не полностью проходят в программу АИС Налог 3 из-за отсутствие всех необходимых характеристик по многим объекта (отсутствие корректной информации о правообладателе, адресе его проживания, а также месте нахождения объекта имущества). Проблема также состоит в том, что во многих поселениях, а также в некоторых частях городов (новостройки) отсутствуют названия улиц, номера домов, адресные характеристики объектов имущества.
Без вмешательства Правительства Российской Федерации и налаживания взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решить обозначенные проблемы будет весьма сложным.
С учетом всего вышеизложенного целесообразно расширить доходную базу региональных и местных бюджетов путем внесения изменений в налоговую систему Российской Федерации и разграничения полномочий федеральных и субфедеральных органов власти следующими способами:
1. Передача части поступлений налога на прибыль в бюджеты субъектов, исчисленному по ставке 2 % (без учета платежей от иностранных организаций, с дивидендов и др.), в бюджеты субъектов РФ.
2. Установление дополнительных нормативов отчислений в региональный и местные бюджеты по налогу на добавленную стоимость. Учитывая, что это может привести к неравномерному распределению налога по субъектам Российской Федерации целесообразно рассмотреть вопрос об установлении нормативов зачисления данного налога согласно распределению акцизов на нефтепродукты по регионам;
3. Совершенствование налога на доходы физических лиц. Введение прогрессивной шкалы, пересмотр величины социальных налоговых вычетов, зачисление налога в бюджет по месту жительства плательщика.
4. Сокращение или отмена федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам.
Региональные и местные бюджеты недополучают существенные доходы в связи с предусмотренными действующим законодательством налоговыми льготами. Это в основном льготы, которые предоставлены плательщикам налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.
К примеру, по налогу на имущество физических лиц установлены льготы для пенсионеров. В результате все оформляют имущество на них. В Республике Дагестан доля льготных домовладений доходит до 90 %.
Федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам должны быть отменены, с последующим представлением права установления льгот субъектам Российской Федерации. Отмена льгот по уплате региональных и местных налогов, установленных на федеральном уровне, - мера радикальная и коснется значительного числа федеральных учреждений, воинских частей и предприятий.
5. Предоставление помощи со стороны федеральных органов власти региональным и местным властям в проведении работ по актуализации баз данных по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу. Из-за отсутствия должного взаимодействия между налоговыми и регистрирующими органами значительное количество объектов не облагаются налогом.
Список использованной литературы:
1) С. Дробышевский, С. Синенльников-Мурылев, И. Соколов «Эволюция бюджетной политики в России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы»;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
4) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |