В современных условиях ведущие мировые компании, предоставляющие транспортно-логистические услуги, пришли к выводу, что практически единственный резерв увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности, в том числе и при доставке скоропортящейся продукции, – это оптимизация управления всей цепью поставок товаров на основе системного подхода.
Цепь поставок - это три или более экономические единицы, которые напрямую участвуют во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от производителя до потребителя. В доставке скоропортящихся грузов потребителям участвуют грузоотправитель, логистические посредники, складские организации, грузополучатель и другие хозяйствующие субъекты (см. рис. 1).
1) Компания-поставщик (грузовладелец) – первое звено цепи поставок. Экономический интерес грузовладельца, как участника процесса доставки, состоит в том, чтобы компания-грузополучатель в минимальные сроки (насколько это возможно) получила желаемый товар высокого качества. Это обеспечит поставщику получение наибольшей прибыли за реализованную продукцию. Компания-поставщик самостоятельно или по рекомендации грузополучателя находит логистического посредника. Доставку товара до магистрального вида транспорта может осуществлять либо сам грузовладелец, используя собственные возможности, либо он перекладывает это на логистического посредника.
2) Таможня – промежуточное звено цепи поставок, появляющееся при импортных поставках продукции. При таможенном оформлении должны учитываться особенности перевозимых через границу грузов, а также особенности используемой логистической схемы. При прохождении таможенных процедур немаловажную роль играет таможенный брокер, который выступает посредником; но стоит отметить, что его услуги приводят к повышению стоимости доставки.
3) Распределительный центр или склад – необходимый участник логистической цепи импорта скоропортящейся продукции в Россию, так как на всех стадиях движения материальных потоков возникает потребность в специально оборудованных помещениях для хранения товарных запасов. Рациональное построение складской сети способствует сохранности продукции, повышению ритмичности производства, снижению простоев транспортных средств, эффективной организации сбытовой деятельности. Все это существенно влияет на итоговую стоимость реализуемого продукта. Приходящие на смену складам распределительные центры ускоряют процесс продвижения товаров, обеспечивают высокое качество услуг и способствуют минимизации издержек логистической цепи поставок.
4) Компания-грузополучатель – это лицо, уполномоченное компанией-грузоотправителем (поставщиком) принять груз в пункте назначения. Перевозчик обязан выдать ему соответствующий груз. Исполнение договора перевозки завершается совершением операций по выдаче и приемке грузов. Грузополучатель, как и грузоотправитель, экономически заинтересован в быстрой доставке скоропортящейся продукции с максимально сохраненными потребительскими свойствами.
5) Логистические посредники, осуществляющие как внутренние, так и международные перевозки – одни из главных участников логистической цепи импорта скоропортящихся грузов. В цепи доставки может присутствовать один или несколько таких посредников (это зависит от выбранной схемы).
Услуги логистических посредников приводят к удорожанию стоимости доставки продукции, но в условиях рыночной экономики они обязательно присутствуют и занимают определенную нишу. Необходимость в услугах логистических посредников появляется с ростом и усложнением хозяйственных связей в экономике, интенсификацией производства и другими макроэкономическими процессами, которые неизбежно протекают в странах с рыночной экономикой.
При выборе логистических посредников клиенты ориентируются на выполнение фирмой ряда требований (список представлен в порядке приоритетности, начиная от самого значимого фактора):
1. оказание помощи при выполнении процедуры таможенного оформления;
2. соблюдение срока доставки;
3. сохранность груза при хранении и перевозке;
4. минимальные затраты на доставку;
5. оказание дополнительных услуг;
6. привлекательный имидж перевозчика;
7. гибкость в форме оплаты.
Итак, управление цепями поставок - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. Управление цепями поставок предопределяет интеграцию следующих ключевых бизнес-процессов: управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов, управление производством/операциями; управление снабжением; управление доведением продукта до коммерческого использования; управление возвратными материальными потоками.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |