Коэффициенты доходности связаны с отчетом о прибылях и убытках и балансом. Эти коэффициенты относятся к категории, так называемых, комбинированных коэффициентов. Они характеризуют способность менеджеров компании обращать каждый заработанный рубль в прибыль и соответственно отражают различного рода соотношения доходов и затрат.
Они бывают двух видов:
• Показывающие соотношение прибыли и объема продаж;
• Показывающие соотношение прибыли и инвестиций в активы
В совокупности все показатели характеризуют общую эффективность деятельности компании.
1) Коэффициент доходности акционерного капитала
ROE (Return On Equity) = Чистая прибыль / Собственный капитал
Данный показатель направлен на анализ прошлого, т.к. предоставляет данные за прошедший период.
2) Рентабельность использованного (инвестированного) капитала
ROCE (Return on capital employed) = EBIT / долгосрочно использованный капитал сумма капитала и долгосрочных кредитов и займов.
Данный коэффициент основной показатель работы компании, так как он позволяет оценить эффективность использования капитала. Он представляет собой отношение генерированной компанией чистой прибыли к инвестированному в нее долгосрочному капиталу.
3) Рентабельность активов (доходность инвестиций в активы)
ROA (Return on Assets) = Чистая прибыль / Суммарные активы
Коэффициент доходности совокупных активов показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала.
4) Доходность инвестиций
ROI (Return on Investments) = Чистая прибыль / Инвестиции
Критерий оценки инвестиционных затрат.
5) Рентабельность продаж
ROS (return on sales) = Чистая прибыль / Выручка
Данный коэффициент показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
6) Норма валовой прибыли (gross profit margin), валовая рентабельность
НВП = Валовая прибыль / Выручку
Коэффициент характеризует эффективность текущей деятельности предприятия
7) Норма операционной прибыли – операционная рентабельность (operating profit margin)
НОП = EBIT / Выручка
Представляет операционную прибыль компании на каждый доллар реализованных товаров. Часто именно этот показатель используют при сравнении работы разных компаний, поскольку на него не влияют различия в способах финансирования.
8) Норма чистой прибыли – рентабельность чистой прибыли (net profit margin)
НЧП = Чистая прибыль / Выручка
Примечание.
Чистая прибыль - прибыль после уплаты налогов, сборов, процентов (ОПУ).
Собственный капитал – совокупность всех средств фирм, находящихся в ее собственности (баланс).
EBIT – прибыль до вычетов налогов и процентов
Долгосрочно использованный капитал - сумма капитала и долгосрочных кредитов и займов.
Активы – общая сумма активов, часть баланса, отражающая стоимость имущества предприятия на определенную дату.
Инвестиции – сумма статей «долгосрочные обязательства» и «собственный капитал».
Выручка – объем всех продаж (ОПУ).
Валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимость реализованной продукции (ОПУ)
Себестоимость – затраты предприятия на производство продукции, ее реализацию, выполнение работ и оказание услуг.
Коэффициент характеризует рентабельность фирмы с учетом всех издержек, связанных с реализацией продукции и налога на прибыль. Представляет чистую прибыль компании на каждый доллар
Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости (эффективности)
Коэффициенты деловой активности показывают, как компания управляет своими ресурсами, то есть насколько эффективно она использует свои активы, а если еще точнее, то средства, вложенные в активы. В общем виде коэффициенты деловой активности отражают взаимосвязь между объемом продаж и показателями активности.
1) Оборачиваемость активов
Базовая формула, которая определяет скорость оборота. Скорость оборота определяется количеством оборотов за год.
Оборачиваемость активов = Выручка / Активы
Обратным показателем оборачиваемости является показатель продолжительности одного оборота (период оборота). Этот показатель измеряется в днях длительности одного оборота внутри года.
Период оборота = 1 / оборачиваемость активов * 365
2) Оборачиваемость дебиторской задолженности
Показывает сколько раз в течение года возникала и погашалась дебиторская задолженность.
ОДЗ = Выручка / Дебиторская задолженность
3) Оборачиваемость запасов
Показывает сколько раз в течение года покупались и потреблялись запасы
ОЗ = Себестоимость / запасы
4) Средний период оборота запасов (inventory turnover in days – ITD)
Иногда компании инвестируют в запасы. У производственных компаний запасы составляют существенную часть активов. Средний период оборота запасов – средний период существования запасов у компании.
ITD = Средние запасы / себестоимость реализованной продукции.
Обычно компании хотят, чтобы их период оборота запасов был как можно меньше, поскольку замороженные в запасах средства нельзя использовать на другие цели. Выбирая для себя оптимальный объем запасов, компания должна учитывать потенциальный спрос, возможность перебоев, вероятность повышения цен, наличие складских площадей и допустимые сроки хранения продукции.
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |