Уникальные тексты... Заказать курсовую или дипломную рабоут напрямую у автора
Суббота, 14.06.2025, 10:56
» Меню сайта
» Категории раздела
Лекции [39]
Мои статьи [3]
Экономика [42]
Уникальные, оригинальные тексты по экономике
Правоведение [9]
Уникальные, оригинальные тексты по праву
История, политология, социология [13]
Уникальные оригинальные тексты по истории, политологии, социологии
Психология и педагогика [14]
Уникальные, оригинальные тексты по психологии и политологии
Менеджмент и маркетинг [29]
Уникальные, оригинальные тексты по менеджменту и маркетингу
Государственное и муниципальное управление [22]
Уникальные, оригинальные тексты по государственному и муниципальному управлению
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Экономика

Информационная асимметрия как один из провалов рынка

Важной концепцией, объясняющей необходимость существования общественного сектора, прежде всего государственного сектора, и социально-экономическую роль государства в условиях рыночной экономики, является теория «провалов рынка и общественного блага».
В качестве синонимов данного термина используются также «изъяны рынка», «несовершенства рыночного механизма» и др. Государство и общественный сектор призваны функционировать в зонах провалов рынка. Наличие провалов рынка является основанием для государственного вмешательства в рыночные процессы, в частности путем формирования общественного сектора в зонах провалов рынка.
При этом характер государственного вмешательства должен в каждом случае соответствовать специфике конкретных провалов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.
В условиях саморегулируемой рыночной экономики встречаются различные виды провалов рынка на микро- и макроэкономическом уровне, ведущие к неэффективности распределения и использования ограниченных ресурсов, к социальной несправедливости и нестабильности.
В микроэкономической теории определяют провалы рынка, когда свободный рынок неэффективно выполняет свои функции наилучшего удовлетворения общественного спроса и потребностей населения по оптимальным ценам, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето (общественное благосостояние максимально при таком состоянии экономики, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение других), или вообще не производит соответствующих экономических благ.
Провалы рынка являют собой препятствия, которые не позволяют экономике достигать общественной эффективности.
Как правило, имеют место четыре неэффективные ситуации. Именно они указывают на провалы рынка. К ним относят несовершенную (асимметричную) информацию, монополию, общественные блага, внешние эффекты.
Данное эссе подробно рассматривает один из основных видов провалов рынка - информационную асимметрию.
Экономика может достигнуть эффективного по Парето распределения ресурсов только в ситуации, когда все участники сделки обладают полной информацией о продаваемом (покупаемом) товаре. Неполнота информации означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке, экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.
Основы теории рынков с асимметричной информацией были изложены в статье Джорджа Акерлофа, показавшего значение этой теории для анализа различных рынков (страхования, кредитов, труда и т. д.). В качестве примера для демонстрации предлагаемого подхода он использовал рынок подержанных автомобилей. Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые проявляются в ходе его эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистически характеристиками группы автомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая цена для всей группы – и для лучших образцов (так называемых «слив»), и для низкокачественных («лимонов»).
Допустим, что в начальный момент по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и «лимонов». Цена спроса окажется простой средней арифметической из цен спроса хороших и плохих автомобилей. Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, но обладателей плохих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, а плохих – возрастет. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, и их спрос снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей отказаться от продажи. Тогда рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена и т. д. В конце концов, хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов». Эта ситуация получила название проблемы «лимонов»: на рынке с асимметричной информацией товары высокого качества вытесняются товарами низкого качества.
Существуют следующие эффекты асимметрии:
Неблагоприятный отбор. Кто бы ни обладал большей информацией – продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка «хороших» товаров «плохими». Это явление получило название неблагоприятного отбора. Особенно ярко этот эффект проявляется на рынке страхования, когда в результате у страховой компании остаются клиенты с высокой вероятностью наступления страхового случая. Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.
Моральный риск (риск недобросовестности). Возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды получила название морального риска. Обычно в качестве иллюстраций морального риска приводят различные ситуации в страховании, когда клиент меняет свое поведение после заключения договора. Например, застраховав свой автомобиль, клиент теперь может не столь бережно относиться к нему, поскольку знает, что при наступлении страхового случая (например, угона, ДТП и т. д.) страховая компания выплатит компенсацию. Другой обширный класс ситуаций, связанных с моральным риском, образует продажа на условиях абонементной платы – шведский стол, помесячная оплата телефона, газа и т. д. Предельные расходы едока, оплатившего шведский стол, равны нулю, так как оплачено любое количество еды. Если плата ориентирована на средний аппетит, то она оттолкнет человека, привыкшего есть мало, и привлечет любителя хорошо поесть. Далее включается механизм неблагоприятного отбора, и в итоге установится такая цена, которая может быть привлекательной для едоков-рекордсменов. Такого не случается вследствие того, что возможность пользоваться шведским столом не покупается отдельно, а предоставляется обычно в комплекте с другими услугами при покупке туристской путевки, найме гостиничного номера, заказе обслуживания конференции и т. д.
Проблема «принципал-агент». Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой выполнение определенных действий за вознаграждение. Та сторона, которая отдает поручения, получила название принципала. Соответственно, сторона, выполняющая поручения, - это агент. Например, подобная проблема особенно отчетливо проявляется на рынке труда. Нанимающийся на работу имеет четкое представление о своей профессиональной подготовке, знаниях, навыках, физических возможностях и т. д. Работодатель ожидает от него высокой отдачи на работе, но может столкнуться с такой ситуацией: работник после заключения договора, получив желаемую должность, может начать работать уже с меньшим усердием, чем, например, в течение испытательного срока. В итоге работодатель получает работника, не в полной мере соответствующего занимаемой должности. Аналогично и работник не может быть полностью уверен в той информации, которую ему предоставляет работодатель. Это, к примеру, информация о том, будет ли работодатель выплачивать зарплату в установленные сроки и в обещанном размере, не сопряжена ли предлагаемая работа с риском для здоровья и т. д. Также на рынке недвижимости можно наблюдать ситуацию, когда клиент, желающий приобрести квартиру, обращается к риэлтору, но может столкнуться с недобросовестным агентом и в результате потерять деньги и не получить жилье желаемого качества
Как мы видим, асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Но, прежде всего, она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить именно их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Для этой цели существуют так называемые сигналы. Например, проблема может решаться за счет репутации продавца (производителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю.
Широка практика использования производителями и продавцами рекламы как успешного способа обратить внимание покупателя на свой товар и выделить в особенности определенные его характеристики, отличающие от продукции конкурентов.
Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции с помощью гарантий. Гарантийное обслуживание само по себе есть существенный элемент качества товара. Фирма, принимающая на себя дорогостоящие обязательства, уверена в том, что выполнять их придется крайне редко.
Классические примеры асимметрии информации дает сфера здравоохранения. Асимметрия информации есть и во многих других областях экономической деятельности, например, в сфере образования. Проблема информационной асимметрии частично решается на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях и жизненно важных обстоятельствах полезным оказывается вмешательство государства. Оно может приобретать различные формы. Одна из форм — лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков и выполнение других условий. В качестве сигналов также могут быть свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными.
Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у всех потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственно проявляется в финансовой сфере.



Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5
Категория: Экономика | Добавил: Автор (21.10.2015)
Просмотров: 2831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
» Вход на сайт
» Поиск
» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Уникальные тексты © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz