Банк Москвы был основан в 1995 году, размер активов банка на 2009 год составил 825 млрд. рублей, а собственный капитал – 121,6 млрд. рублей.
В последние годы Банк Москвы испытывал значительные трудности. Так, по итогам 2010 года чистый убыток банка составил 68,2 млрд. рублей. Была очевидна необходимость как можно более быстрого оздоровления банка.
Среди мажоритарных акционеров Банка Москвы до сделки стоит выделить правительство Москвы, которому принадлежало 46,48% акций банка, также большая доля акций (20,32%) принадлежала Андрею Бородину и Льву Алалуеву. Значительный пакет в 17,32% акций принадлежал Столичной страховой группе. Совладельцами банка также являются Goldman Sachs и Credit Suisse, которым принадлежало 3,9% и 2,8% соответственно.
На городскую долю акций изначально было несколько претендентов. В частности, в покупке этого пакета акций были заинтересованы Альфа-банк и ВТБ, а окончательный выбор покупателя был сделан в пользу ВТБ в связи с более высокой предложенной ценой, а также из-за наличия полного комплекта необходимой документации, включая разрешение на сделку от Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
При сделке государством было поставлено условие выделения государственного финансирования санации Банка Москвы: ВТБ должен был получить более 75% акций Банка Москвы. Государственное финансирование санации можно назвать одним из важнейших мотивов к осуществлению этой сделки.
В феврале 2011 года ВТБ приобрел пакет в 46,48% акций у правительства Москвы. Также ВТБ приобрел блокирующий пакет в 25% плюс 1 акция Столичной страховой группы, которая, в свою очередь, владеет 17,32% акций Банка Москвы. Общая сумма сделки составила 103 млрд. рублей.
В апреле 2011 года пакет в 20,32% акций Банка Москвы, принадлежавший Андрею Бородину и Льву Алалуеву, был продан структурам Виталия Юсуфова, причем кредит в размере 1,1 млрд. на покупку акций был выдан Юсуфову самим банком Москвы под залог немецких верфей Nordic Yards . В сентябре 2011 Виталий Юсуфов продает свой пакет банку ВТБ . После этого ВТБ приобретает часть акций Банка Москвы, принадлежавших Столичной страховой группе, а также миноритарный пакет, принадлежавший Credit Suisse. Покупка осуществлялась посредством дочерней структуры «ВТБ Долговой Центр». В итоге доля ВТБ в акциях Банка Москвы возрастает до 80,57%. Общая сумма этого этапа сделки составила 50,2 млрд. рублей. Таким образом, было достигнуто условие получения государственного финансирования санации Банка Москвы. В конце сентября 2011 года Агентство по страхованию вкладов предоставило банку кредит на сумму 295 млрд. рублей под 0,51% годовых, средства агентству были предоставлены Банком России). Еще 100 млрд. рублей Банк Москвы получил от ВТБ.
9 декабря 2011 года ВТБ увеличил свою долю в Банке Москвы с 80,57% до 92,22% акций, приобретя пакет в 11,65% акций. Продавец пакета не раскрывался, однако одновременно с покупкой Банк Москвы сообщил о том, что Страховая группа МСК, до этого владевшая 11,65% акций Банка Москвы, вышла из капитала.
28 декабря 2011 года Банк Москвы проводит дополнительную эмиссию акций по закрытой подписке в пользу «ВТБ Пенсионный администратор», результатом которой стало увеличение суммарной доли холдинга ВТБ с 92,22% до 94,84%. Доли же миноритарных акционеров «Столичная страховая группа» и Plenium Invest Ltd (подконтрольная, согласно неофициальным данным, бывшему главе Банка Москвы Андрею Бородину) снизились с 2,28% до 1,51% и с 4,51% до 2,99% соответственно. Таким образом, Группа ВТБ к концу 2011 года владела 94,84% акций Банка Москвы. Общая же стоимость всех мероприятий составила более 165 млрд. рублей.
По совокупным итогам всех мероприятий Банк Москвы продолжает свое существование как универсальное банковское учреждение, сконцентрировав свою деятельность в Москве и Московской Области, в планах также упразднение заграничной сети и региональных филиалов, в которых доля Банка Москвы незначительна . Отдельно стоит отметить, что спецификой Банка Москвы является теперь не только малый и средний бизнес, но и в целом бизнес московских компаний. Банк также самостоятельно занимается розничными услугами, используя наработки и технологии ВТБ 24. Клиенты Банка Москвы принадлежат к иному, чем у ВТБ 24, сегменту – у них меньше доходы, а также они активно пользуются коммунальными платежами и социальными картами. Таким образом, бренд «Банк Москвы» продолжает свое существование
Источник: http://www.unique-material.com/#!publications/cee5 |